Венеция: утренний город и Биеннале в Арсенале

В последние три дня лета я вновь оказалась в Венеции — магическом городе, перед поездкой в который я никогда не могу устоять.Я уже научилась делать над собой усилие и хотя бы один раз за поездку вставать рано утром, чтобы насладиться пустынным городом.

Пустынная площадь Сан-Марко
Восход на Фондаменто Нуово

Жили мы в отеле почти в центре, во дворике с этой замечательной лестницей (Scala Contarini del Bovolo). На лестницу, к сожалению, не пускают.


Почти целый день мы провели на Биеннале. К своему удивлению я узнала, что биеннале в Венеции бывает каждый год: раз в два года архитектурное, а раз в два года по искусству. Года три назад я была на художественном, в этот раз попала на архитектурное.
Целью посещения была не сколько сама выставка, сколько территория Арсенала, на которую иначе кроме как во время биеннале не попасть.

Таких кранов осталось чуть ли не два во всём мире.

 
Биеннале разделена на две части — одна на территории Арсенала, другая на территории садов. Арсенал — место, где когда-то строили корабли, расположен вокруг большого водного бассейна, кусочек которого можно переплыть на бесплатном катерке, чтобы выйти в другую сторону (в сторону кладбища Сан-Микеле).



Чтобы не потерялась — прикладываю сюда схему арсенала.


Вторая часть биеннале была, как я уже сказала, расположена в садах. Там были в основном павильоны конкретных стран, в том числе и России, построенные в начале прошлого века.
Ничего примечательного в нашем павильоне не оказалось, но зато я наконец-то узнала, что такое дача.



Напоследок поделюсь автором, которого мама от меня, как внезапно выяснилось, скрывала на 5 курсе, чтобы я не отвлекалась и писала диплом. Я говорю о Донне Леон, американке, прожившей много лет в Венеции. Она пишет детективы, место действия которых — этот волшебный город, и, с моей точки зрения, ей действительно удаётся передать удивительную атмосферу этого города, недоступную для обычных полчищ туристов.

Marktoberdorf Summer School

В этом году наша лаба не организовывала летней школы во Франции, но профессор сказал нам, что школу всё равно посетить хорошо бы, и предложил поехать в Марктобердорф.Я раньше ничего про эту школу не слышала, но как оказалась, она очень известная. Она возникла после конференции 1968 года по Software Engineering, и в этом году проходила уже в 35ый раз. Когда-то директором школы был Дейкстра, сейчас это Манфред Брой.К счастью, рекомендация нашего профессора (который когда-то тоже читал там лекции) оказалась достаточной, и нас всех (троих из лабы) взяли.Там оказалось удивительное количество русских — кажется, даже больше 10 (немцев, конечно, больше). Однако был интересный момент. Те русские, которые приехали из России, сначала все получили отказ (школа спонсируется НАТО) — мол бла-бла-бла, в связи с политической ситуацией в мире, бла-бла-бла. А потом почему-то их таки взяли. Так что и наш научный мир не без изъянов.Лекции проходили в непривычном для меня формате — каждый лектор имел четыре отрезка времени по 45 минут, как правило, по одному в день. Лично мне очень понравилась такая схема.Начинались лекции в 8:45 и заканчивались в 17:30, с двухчасовым перерывом на обед и двумя получасовыми перерывами на плюшки — фрукты и бутерброды до обеда, тортики после обеда — в общем, нас закармливали.Из интересного — среди лекторов был Майкл Джексон. Рассказывал нам про то, как сделать пропускную систему в зоопарк.Жили мы в здании под названием boarding house, оказалось весьма прилично. Что-то вроде общаги. Или скорее интерната. Два человека в маленькой комнате с собственной ванной комнатой. Я жила с немкой, которая утверждала, что Бавария — это не Германия.По вечерам у нас был бильярд-настольный теннис — настольный футбол. Или какие-нибудь развлечения. В первый вечер у нас, например, был барбекю с баварской музыкой и много халявного пива (которое в остальные вечера было по евро за бутылку). Я поставила свой рекорд (литр с хвостиком) и поняла, что таки могу его пить, хотя всё-таки предпочитаю крик.

Баварская музыка


В другой вечер у нас был футбол — наши ребята-аспиранты играли с местной футбольной командой.

Активная группа поддержки. Зонтики, кстати, синхронизировать было непросто.
О, а это тоже группа поддержки, только выбежавшая на поле.
На груди помадой написано Go RIP TIDE, кажется.
RIP Tide — это так наша команда называлась.
А это наша выигравшая команда!

В ещё один день лекции у нас кончились рано, и мы после обеда уехали на хайк — на границу Германии и Австрии, куда именно, уже не помню. Погода сначала была сплошные туманы и ничего не видно, но потом стало получше.


Справа — Германия, слева — Австрия,
и тропа шла то по одной стране, то по другой.

Особые восторги вызвала разнообразная живность где-то на ферме ближе к концу хайка:


Ну и был, конечно же, прощальный вечер с обалденной едой (и это готовил школьный (!) повар), шоу талантов и музыкой-танцами.



И напоследок — речь Майкла Джексона на прощальном вечере. Я видео не смотрела, не знаю, насколько оно интересно для тех, кто там не был, но речь была шикарна! (Ещё бы, от Майкла Джексона-то!)

Замок Нойшванштайн

Из двух недель, проведённых мной летом в Германии, один день я посвятила Нойшванштайну.Добираются туда обычно из Мюнхена (из крупных городов), на поезде до Фюссена, а оттуда на автобусе. Видом на замок можно полюбоваться почти сразу, ещё даже до того, как полюбуешься видом на очередь за билетами, в которой стоять минут 40.


В этом городке кроме замка Нойшванштайн есть ещё другой замок, Хоэншвангау, и музей Баварских королей. Во все три места билеты покупаются в одной кассе, которая находится внизу, недалеко от автобусной остановки, не доходя ни до одного из замков.
Музей можно посещать в любое время, в то время как к обоим замкам нужно придти в определённый час, указанный в билете, так как посещение возможно только с экскурсией.
Музей расположен рядом с озером — чистейшей воды, на фоне гор, — красота! Сам музей не то чтобы шибко интересен, но по комбинированному билету зайти вполне можно (особенно если надо ждать очереди в замки) — почитать про разных Людвигов и посмотреть на разнообразные предметы.
Между кассой и музеем находится замок Хоэншвангау. Как водится, к нему надо взбираться на горку.
Замок построен Максимилианом II, и именно здесь вырос Людвиг, построивший другий замок, здесь жил и Рихард Вагнер, посещавший короля.



Сам замок внутри очень маленький, но мне понравился. Из интересного — блюдо с хлебом-солью (дада, там на нём окаменевший кусок хлеба лежит) от какого-то подданого, жившего в России, — разглядела на нём изображение нашего Медного Всадника!
Других подробностей, увы, уже не помню — много времени прошло, а фотографировать внутри было нельзя.


К Нойшванштайну подниматься надо в более высокую горку. Можно пешком, можно на автобусе или на конной упряжке. Про коней не знаю, а автобус довозит не до самого замка — там ещё минут 5-10 идти пешком до входа, по дороге любуясь видами на окрестности.


Нас там застал жуткий ливень, такой, что не спасали даже зонтики — протекали. Естественно, когда добрались до замка, дождь слегка поутих.
Замок строил себе Людвиг II, король, любивший Вагнера и сказания. К сожалению, замок не был достроен до конца — Людвиг умер, не дождавшись его окончания, и с его смертью работы были приостановлены — на замки шли безумные деньги, и казна была почти пуста.

Внутренний дворик

Вон там, вдалеке, можно разглядеть мостик, с которого сотни туристов делают фотографии каждый день.

Вид с мостика

Мюнхен: немецкий технический музей и другие впечатления

Судьба занесла меня на две недели в Германию, из которых четыре дня я провела в Мюнхене.
Проводила я их как-то очень расслабленно. Поэтому никаких особых восторженных впечатлений у меня нет, но те, которые есть, весьма приятные.

Командующий постройкой Людвиг

Была там совершенно замечательная церковь, вся внутри зелёненькая и в деревьях. Мне очень понравилось. Было бы побольше таких…



Обедала я, как ни странно, свинной рулькой в Хофбройхаусе.



Встретилась со знакомым с прошлогодней летней школы (про которого вспомнила в ночь перед поездкой), погуляла, поглядела на красивые домики.


Тут когда-то был рынок. Мясной, наверное, раз коровы.

Обязательный пункт программы — Deutsches Museum — огроменный, со всем чего только можно пожелать. Корабли, самолёты, химия, физика (где можно всё потрогать и позапускать), телекоммуникации, музыкальные инструменты, бумага, текстиль, фотография, игрушки, стекло, даже копия пещеры Альтамиры.





В последний день залезла на новую ратушу. Очень дёшево и вид неплохой.

Новая ратуша.




Замки Луары: Азе-ле-Ридо (Azay-le-Rideau)

Азе-ле-Ридо — последний посещённый нами замок.

В 1510 году Жиль Бертело получает титул сеньора, а также укреплённый замок Азэ, и начинает реконструкцию восхитительного строения в итальянском стиле. Эта роскошь должна была подчеркнуть высокое положение, обретённое благодаря посту королевского секретаря — нотариуса.После женитьбы на Филиппе Лесбаи, богатой наследнице окрестных земель, этот проворный финансист, заручившись поддержкой своего родственника Самблансе, суперинтенданта королевских финансов, во времена правления Франциска I делает блестящую карьеру. После того, как Самблансе обвиняется в растрате и его казнят, Бертело спасается бегством. В 1537 году Франциск I захватывает замок и дарит его своему боевому товарищу Антуану Раффену.
 До XVIII века в замке живут потомки Антуана Раффена. В 1791 году, во время Французской революции, имение приобретает маркиз Шарль де Биенкур. Этот аристократ и его потомки восстанавливают былую роскошь замка. Они, в часности, разбивают большой романтический парк. В конце XIX века последний из маркизов, разорившись, вынужден был продать имение. В 1905 году государство покупает замок и часть парка.Фасады с симметричным порядком наложения оконных пролётов являются типичным образцом архитектуры раннего Возрождения. На каждом уровне проёмы обрамляют пилястры, которые пересекают горизонтали лепных карнизов, образуя таким образом декоративную архитектурную сетку. Ряды высоких слуховых окон на крыше подчёркивают иллюзию устремлённости ввысь, что усиливается благодаря декору парадной лестницы. Со стороны реки жилые помещения украшены выступающими угловыми башенками.

 Конструкция парадной лестницы включает в себя три яруса лоджий, поднимающихся к фронтону и создающих иллюзию устремлённости ввысь. Её фасадная часть в изобилии украшена готическими мотивами — небольшими архитектурными орнаментами, навесными альковами, а также элементами отделки, характерными для эпохи Возрождения: ветвеоборазными фризами, путти, канделябрами и ромбовидными пилястрами. Эта лестница, находящаяся в центре жилого здания, а не в соседней башне, согласно средневековому обычаю, является одним из первых образцов лестниц с прямым маршем во Франции. Внутри над каждым пролётом, ведущим вверх, возвышается кессонный потолок, украшенный портретами в овальных рамках.

Парадная лестница
Парадная лестница, потолок

Вид с лестницы в сторону входа

С лестницы можно попасть в мансарду — оригинальную строительную конструкцию, сделанную из дуба близлежащих лесов в 1522 году. В XIX веке мансардная зона была разделена на помещения для слуг, в стену у выхода даже встроен умывальник.

Мне очень понравился плетёный пол — необычно выглядит.

Замки Луары: Ланже (Langeais)

На понедельник у нас оставалось не так много времени, и поэтому всего два замка. Первым был Ланже. Сайт замка по-английски можно найти тут.


Замок Ланже весьма интересен и отличается от других. Первая крепость здесь была построена в начале X века. Однако затем она была разрушена, и от неё осталась лишь одна стенка, правда, одна из наиболее старых сохранившихся до наших дней.
В 1465 году Людовик XI решает построить новый замок. Несмотря на то, что выглядит он как крепость, настоящей крепостью он уже не является.




Именно в этом замке произошло важное для Франции событие: свадьба Карла XVIII и Анны Бретонской, которая принесла в качества приданого Бретонское герцогство. В этом зале подробно рассказывается история этого события в лицах.

Вот она, тысячелетняя стенка.
На последнем этаже — выставка старого костюма.



На тысячелетнюю стенку можно забраться и посмотреть оттуда на замок.



Парк небольшой, но со всякими развлечениями для детей — на меня наибольшее впечатление произвёл домик на дереве.

Замки Луары: Амбуаз (Amboise)

Амбуаз — небольшой приятный городок, по которому мы почти совсем не погуляли, хотя хотелось. Тут есть сайт замка на русском с разнообразной информацией.


Замок, как положено, находится на возвышенности. Нынешнее его здание Карл VIII начал строить в 1492 году, пригласив архитекторов-итальянцев. Считается, что именно в этом замке появился первый за пределами Италии регулярный сад.

Замковая капелла


Капелла Св. Хьюберта была построена в стиле пламенеющей готики в 1491-1496 годах.


Неподалёку от замка, в Кло Люсе, где его поселил Франциск I, в 1519 году окончил свои дни Леонардо да Винчи. Согласно его воле, его похоронили  в приделе Св. Флорентина. Останки, предположительно ему принадлежащие, были найдены в 1874 году и помещены в капеллу Св. Хьюберта.

Подробностей про замок рассказать не могу. Помню, что больше всего меня впечатлила дверь с резьбой в виде листочков и жучков.

Самый большой зал замка — зал советников.

Комната Генриха II.


Можно выйти на террасу, полюбоваться видом на Луару и на замковые территории.






Большая внутризамковая лестница.
Элемент лестницы


В саду был целый выводок таких вот обалденных шариков.





Замки Луары: Шенонсо (Chenonceau)

Вторым замком, посещённым в воскресенье, был Шенонсо. Парковка там тоже бесплатная, при подъезде к замку есть справа и слева. С одной стороны мест мало, зато с другой должно обязательно хоть что-то свободное найтись. Что облегчило жизнь, там стояли специальные мальчики, которые подсказали, куда ехать.
Сайт замка с полезной информацией тут, частично переведённый на русский, частично нет. Вход 12.50 евро, студентам до 27 — 9.50 евро. Летом работает примерно с 9 до 19, точнее смотрите на сайте.


Замок построен на береку реки Шер. Раньше на этом месте располагалась настоящая боевая крепость, возведённая по всем правилам фортификации и окружённая рвами с водой. Именно эта крепость участвовала во всех войнах, происходивших между Францией и Англией в период Средневековья.Замок Шенонсо в нынешнем его виде был заложен Томасом Бойе в период с 1513-1521 год. Его наследнику пришлось продать замок, отдав его во владение Франциска.


В 1547 году был коронован Генрих II и наперекор всем существующим на то время во Франции законам, Шенонсо был просто подарен любимой фаворитке Генриха — Диане де Пуатье. Именно по её приказу возвели мост и разбили сад.После смерти короля Диане пришлось уступить замок Екатерине Медичи. Та выстроила на мосту двухэтажную галерею, вид которой делает замкок таким узнаваемым.
Перед тем, как дойти до замка, необходимо пройти через парк. Совсем недалеко от входа в парке есть лабиринт, зелёный, но простой и не очень интересный. Ещё в парке живут ящерки! Ну и имеются разнообразные цветочки и фонтанчики.Во дворе перед замком — старинный колодец.

Одна из особенностей замка, которая мне особенно понравилась — это цветы. Прекрасные букеты цветов почти в каждой комнате! Говорят, при замке есть специальный флорист (или даже несколько), который каждый день составляет новые букеты.


Из окон замка сквозь открытые окна открываются виды на речку Шер, на сады и на сам замок.


Так выглядит мост-галерея над рекой внутри

Что мне ещё понравилось, так это то, что из замка можно выйти с другой стороны, несмотря на то, что парк на другом берегу уже не является замковой территорией. При выходе сидят две девушки, которые выдают замковые бумажки, которые надо потом вернуть при возвращении.





Среди замковых помещений помимо жилых комнат, можно посетить также и кухню.

Переход к кухне
Одно из помещений кухни
По реке Шер можно покататься на лодочке…

Немного интерьеров…


Лестница на второй этаж




… и экстерьеров




На обратном пути можно погулять по садикам, виденным из окон замка, зайти в ресторан в оранжерее (куда мы не заходили), или же заглянуть в местный погребок за вином. Вино, кстати, там весьма неплохое.

Информация взята из буклета замка.

Замки Луары: Шомон на Луаре и сад цветов

На воскресенье у нас было запланировано три замка. Начали мы с Шомона. Не знаю, есть ли у него какая-то специальная парковка. Мы запарковались забесплатно прямо на улице, идущей вдоль замкового парка.
Информацию про замок можно найти тут. Посещение замка с парком — 10.50 евро, с международным фестивалем цветов — 16 евро. Работает замок с 10 утра до как минимум 17, как максимум до 19, в зависимости от времени года.
Фестиваль цветов — это, кстати, интересное зрелище. Проходит каждый год, и каждый год посвящено какой-то определённой теме. Мы на него сходили, так что ниже расскажу.
Запарковавшись, мы купили билеты и вошли на территорию парка. Тропинка шла вверх, постепенно открывая нам вид на Луару.
Поскольку времени было мало, мы, долго не раздумывая, сразу побежали осматривать замок.


Замок Шомон на Луаре основан примерно в тысячном году Эдом I, графом Блуа, для охраны границы, разделявшей графства Блуа и Анжуйское. С тех пор он был разрушен и сожжён, после чего восстановлен и несколько раз перестроен.
В 1550 году замок приобрела Екатерина Медичи, супруга Генриха II. Замок королева использовала для охоты и в качестве пристанища на пути из замка Амбуаз в Блуа.
После смерти Генриха II Екатерина Медичи, ставшая регентшей, просит Диану де Пуатье уступить ей Шенонсо, в обмен на который она отдаёт Диане Шомон. Диана останавливается в замке лишь ненадолго, но продолжает его строительство. Именно при ней замок приобретает в основном свои сегодняшние очертания.


С тех пор замок сменил несколько владельцев, пока в 1938 году его не купило государство.

Справа от входа в замок — эмблемы Дианы де Пуатье.

Забавная мозаичная сценка охоты на сводах.

Комната Руджиери названа так из-за изображённого на каминном колпаке символа — греческой буквы дельта и трёх колец. Сначала он трактовался как каббалистический знак Руджиери, одного из придворных астрологов Екатерины Медичи. Однако он может быть и напоминанием о Диане де Пуатье.
Сам камин — XVI века — замечателен сохранившимися красками и напоминает о том, что раньше все камины раскрашивались в разные цвета.


Помимо камина, стоит обратить внимание на кровать с балдахином конца XVII века.


В часовню можно зайти и снизу, но сверху она выглядит как-то интереснее. Украшена резьбой в стиле пламенеющей готики. Витражи, созданные в 1888 году художником по стеклу Жоржем Бардоном, повествуют об истории замка от самого основания.


Совещательная комната славится своим великолепным плиточным полом из майолики XVII века, который был привезён из сицилийского палаццо.


В комнате стражников можно увидеть уникальный сейф конца XVI века весом более 250 килограмм. Лично меня всегда восхищало устройство замков в старинных сундуках…


Парадная винтовая лестница служит великолепным примером постепенного усвоения итальянского стиля французскими мастерами около 1500 года. Трёхдольные готические мотивы уступают место орнаментам в виде листьев эпохи Возрождения, а выполненные в итальянском стиле арабески покрывают нижнюю часть небольшйх колонн. Окна украшены великолепными витражами  с геральдическими мотивами и гербами семейств, которые в разное время владели имением.
По этой лестнице можно подняться наверх, в помещения, где в настоящее время выставляется современное искусство.

Современное искусство, с моей точки зрения, так себе. Зато оно в весьма интересных интерьерах — запылённых предметах мебели — лампы, стулья, шлемы — всё что угодно, в каждой следующей комнате что-то новое. А ещё с этого этажа можно выглянуть в окошко и полюбоваться на Луару.



Спускаюсь снова вниз и оказываюсь в столовой с великолепным камином, созданным Антуаном Марготеном, учеником знаменитого архитектора Поля-Эрнеста Сансона (про которого, кстати, я ничего не знаю).


В бильярдной — уникальный многоцветный потолок. На несцщей балке — виды замка конца XIX века, а также гербы семейства д’Амбуаз и де Брогли (владельцев замка).


Последняя комната — большой салон, обстановка которого относится к середине XIX века и выполнена в духе королевского замка блуа. Вся мебель относится к эпозе Наполеона III или к концу XIX века. Парча жёлтого цвета с огромными цветочными мотивами, украшающая стены комнаты, была заново выткана в 2007 году на основе оригинальных эскизов конца XIX века.


На камине — дикобраз, эмблема Орлеанского дома. Из девиз был «Cominus et eminus», что значило «издалека и в упор» — считалось, что дикобраз может не только ранить врагов своими иглами, но и бросать их на расстоянии.


Выйдя во двор, можно осмотреть старый колодец, ещё раз полюбоваться Луарой, зайти в часовню, и по пути на выход заглянуть в кухни.


Чуть дальше замка расположены конюшни. Строил их как раз тот самый знаменитый Поль-Эрнест Сансон в 1877 году.


В шорной мастерской, считающейся одной из самых красивых во Франции, хранятся роскошные конские сбруи, многие из которых были созданы всемирно известным Домом Hermes в конце XIX века.



Как я уже упоминала вначале, каждое лето (с апреля по ноябрь) начиная с 1992 года в Шомоне проводится фестиваль цветов, каждый год на какую-то определённую тему. В этом году сады были посвящены семи смертным грехам.
Фестиваль представлял собой около 30 отдельных небольших мм.. цветочных инсталляций. Каждая имела собственное имя, которые, к сожалению, я уже не все помню.
Некоторые сады вызывали чувство недоумения, некоторые были весьма интересны.

Кажется, это «Когда жадный мечтает», но не увеерна.

«Высокая культура» — цветочные платья.

Возможно, «Сад в банке».

Не помню название. Но это белый круглый стол,
за которым можно сидеть, а в середине — красные цветочки.

Тоже не помню названия… Возможно, «Воскрешение».

«Любовь к Тонгариро».
Сад посвящён новозеландской легенде о том,
как два вулкана влюбились в третий.
Эти горки даже пар выпускали.

Возможно, «Чистилище». Вот эти чёрные штуки — куски покрышек и шин.
Запах ужасающий.
Положенные рыбки 🙂

Куриный сад

Когда я услышала название фестиваля в этом году, я скептически подумала — ну и о чём это будет? Оказалось в итоге весьма занимательно. Особо интересно было сочетание облика садов и их названий.


Информация взята в основном из буклетов замка и фестиваля.

Замки Луары: Шамбор (Chambord)

Первым замком на нашем пути был Шамбор. На его странице есть полезная информация, но только на французском. Работает летом с 9 до 18, зимой с 10 до 17. Стоимость 11 евро, до 25 лет 9 евро (если не из ЕС, из ЕС — бесплатно).
Рядом с замком есть парковка. Утверждается, что платная — 4 евро за день. Однако мы стояли где-то на травке среди кучи машин, никаких проверяющих не заметили и, не поняв, надо ли платить за парковку, в итоге за неё не заплатили. Автомат для оплаты видели, он от той парковки был далеко, т.е. если платить, то надо было бы видимо не сразу, а по возвращении. Возможно, мы до платной парковки не доехали — мы свернули на первую, которую увидели. Не знаю.
Замок Шамбор начал строить Франциск I в 1519 году, после похода в Италию, увлечённый итальянской архитектурой эпохи Возрождения. Однако он не увидел его законченным — достроили замок только его сыновья. В собственности государства замок оказывается в 1930 году.


Сохранив в концепции внешний вид средневековой крепости — центральный донжон с четырьмя большими башнями по бокам и два крыла, окружённые внушительной крепостной стеной — Шамбор представляет собой удивительный синтез форм, унаследованный от прошедших веков, и новаторской архитектуры итальянского Ренессанса.
156 метров в длину, 56 метров в высоту, 77 лестниц, 282 камину и 426 комнат. Как и во многих замках Луары, здесь при строительстве много использовался белый песчаник.


В центральной части донжона расположена знаменитая двойная лестница, которая ведёт к трём верхним этажам замка. Она состоит из двух винтовых лестниц, расположенных вокруг полого центрального сердечника. На этой конструкции возвышается башенка с фонарём.


Можно идти по двум разным частям лестницы, и так и не встретиться друг с другом. Разве что только помахать друг другу в окошко.


На каждом этаже вокруг лестницы расположено четыре вестибюля. Эти залы ведут к четырём совершенно одинаковым апартаментам.


 Эта чрезвычайно необычная планировка для Франции и остроумное устройство центральной лестницы наводит на мысль, что одним из вдохновителей её проекта был не кто иной, как Леонардо да Винчи.


На сводах — монограмма «F» короля Франциска и его эмблема в виде саламандры.


Последняя символизирует девиз короля «nutrisco et extinguo», что можно перевести как «я питаюсь [хорошим огнём] и гашу [плохой огонь]».


На одном из этажей есть выход на верхнюю террасу, с которой можно полюбоваться видом на крыши, являющиеся странным сочетанием поздней готики и итальянского Ренессанса в исполнении французских мастеров, и на парк.

Поместье, окружённое оградой протяжённостью в 32 километра с шестью воротами, простирается на 5440 гектаров — это площадь Парижа в черте города. На сегодняшний день это поместье представляет собой самый большой огороженный лесопарк в Европе. Здесь на полной свободе живут многочисленные дикие животные, например, кабаны и олени. Мы, правда, никого не видели, но и по парку сильно не гуляли — просто проехали на машине сквозь него к замку.

 


На втором этаже замка представлены различные варианты обстановки жилых помещений замка с XVI до XIX века.
Поскольку Шамбор существует благодаря увлечению Франциска I охотой, в замке довольно много посвящённых ей элементов. В этом коридоре под каждой парой рогов подписано, где и когда было убито то или иное животное.


Среди апартаментов можно увидеть палаты Франциска I, парадные апартаменты XVIII века, апартаменты королевы (где жили две супруги Людовика XIV, Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Мэнтенон), апартаменты XVIII века. Есть в замке, конечно же, и часовня, которая представляет собой самое большое помещение замка.

К сожалению, уже не помню, что это за комната.

Два зала предоставлено под музей графа Шамборского. Он был владельцем замка с 1821 по 1883 год, но пробыл в нём всего лишь три дня. Последний из Бурбонов, он должен был вступить на престол Франции в 1871 году после поражения Франции в войне с Пруссией. Отказавшись от трона, он отправился в изгнание, и во Франции была провозглашена Третья Республика.

Информация взята в основном из буклета, предоставляющегося в замке.