Два дня в Будапеште

Сентябрь у меня месяц новых стран. Их было аж целых две — сначала Монако, а теперь Венгрия.
Венгрия показалась мне забавной.
Во-первых, в ней есть что-то советское. Первым шоком было метро. Едешь их аэропорта, сначала автобусом, потом пересаживаешься, и вот приходит поезд (станция открытая, как у электрички), заходишь в вагон — и всё, как дома! Точь-в-точь, только поручни другие и ручные держалки к ним привязаны. Автобусы тоже некоторые есть такие же, как у нас раньше ходили. И матрёшки-палех в сувенирах.
Во-вторых, как-то там всё неавтоматизировано. Билетики проверяют живые люди. При входе на станцию — почти всегда, иногда ещё и при выходе. В одном месте, рядом с парламентом, видела, как разворачивался троллейбус. Он заезжал в левый рукав буквы Т, останавливался, специальный дядя ему пересаживал усы с одних проводов на другие, задним ходом троллейбус ехал задом в правый рукав буквы Т, и затем поворотом налево уезжал в обратном направлении. Ну смешно же.
В Венгрии, как водится, у меня было два дня, поэтому посмотреть удалось только Будапешт — да и то краешком глаза. Будапешт мне понравился. Большой город, с речкой… В очередной раз поняла, что всю жизнь прожить в маленьком городе не смогу.
В субботу я просто погуляла по городу, сначала по плоскому Пешту, а под вечер, когда уже стемнело, и по холмистой Буде.

Но по порядку.
В городе много интересных зданий. И забавных скульптур. А иногда картинок.



Первое место, куда я стремилась — это рынок. Ибо в воскресенье он не работает, да и в субботу только до середины дня. На рынке — фрукты, колбаса и сплошная сувенирка на втором этаже.



После рынка, вдоль набережной, потопала к парламенту. Не успела — все билеты уже были раскуплены — пошла туда в воскресенье, заказав по интернету.

Цитадель. Туда, на холм этот, не забиралась, поэтому как там — не знаю.

Цепной мост, церковь Матяша и Рыбацкий бастион.
Королевский дворец
Цепной мост

Церковь Матяша и Рыбацкий бастион
Памятник расстрелянным над Дунаем венграм.
Рядом с парламентом, кто такой — не помню.
То ли композитор, то ли ещё кто.
Гнездо! Справа.

На центральной станции метро (там, где пересекаются все три ветки) есть небольшой музейчик. Совсем крошечный, за смешные деньги и абсолютно пустой — транспортный музей. Внутри — настоящая старая платформа (с рельсами, уходящими в стенку), пару старых вагончиков и напротив — стенды с афишами, бумажками, билетами, старыми фотографиями и даже модельками поездов! 

Ничего не напоминает?
Там же, в музее — перед началом путей.

Захожу в метро, и еду по самой старой ветке почти до конца — до замка  Вайдахуняд. Замок интересный — утверждается, что когда его строили (ещё первый, деревянный), то хотели использовать все известные в Венгрии стили. Вот и получился он — с разных сторон совершенно разный. Следующие 5 фотографий — это всё один и тот же замок.





Недалеко от замка находится площадь героев. Находится в конце знаменитого простпекта Андраши (что им так все восхищаются, я так и не поняла — проспект как проспект). В центре — мемориал 1000-летия обретения родины. Скульптуры — всяких знаменитых руководителей.



Музей Террора.
Опера. Слегка похожа на венскую.
Внутри не была.


Один из главных местных святых — Св. Иштван. Иштван — это на самом деле Стефан. Это первых король Венгрии, он же распространитель христианства. Неудивительно, что один из главных соборов Будапешта посвящён именно ему. На собор можно забраться и оглядеть окрестности сверху.





Спускаюсь вниз, и иду дальше гулять по городу… Странные штуки, интересные дома, синагога (крупнейшая в Европе и вторая в мире — внутрь попасть не успела), и долгая прогулка по ночному Будапешту.
После Швейцарии очень приятно, ибо там не разбазаривают деньги зазря (=экономят на подсветке), а вот в Будапеште — всё светится, красота.





В воскресенье сходила в парламент. Английскому не чета, но тоже неплохо. Вокруг — сплошная стройка, что-то там благоустраивают. Однако экскурсии всё-таки проводят.
За главной лестницей — два коридора, вправо и влево. Изначально — для верхней и нижней палаты (или как-то так). Теперь же весь парламент заседает в левом крыле, а экскурсии водят в правое, для конференций. Утверждают, что они абсолютно одинаковые за исключением цвета ковров.



В парламенте (за этой дверью) хранятся королевские регалии — корона, булава, скипетр, меч. Может, ещё что-то. Их стоят охраняют два гвардейца и фотографировать в зале нельзя — а жаль, он интересный — красивый купольный потолок и фигуры по стенам, изображающие разных местных знаменитых личностей.

Воооон там они. И дядя охранник.


Забавные истории тоже были, например, про пепельницу для сигар. Мол, курить в зале заседаний было нельзя, а в коридоре можно. И вот важные дяди закуривали сигары, а потом их звали голосовать (или заседать), они клали сигару на эту пепельницу и запоминали цифру, а потом, проголосовав, возвращались. Иногда, если кто-то выступал с интересной речью, бывало, что сигара сгорала до конца.




Вид из окна — этнографический музей



Перехожу на другой берег и гуляю по Буде.





Рыбацкий бастион и церковь Св. Матяша. И толпы туристов… (ах, как хорошо тут было ночью, когда никого не было!)








Ещё в Будапеште много клёвых трамваек (Вера, привет! Я тебя там вспоминала). Вот это — некий трамвай-фуникулёр, №60. Едет вверх, но не только по рельсам, но ещё и по такой зубчатой штуке посередине. На конечной станции показано, как механизм должен работать.



Старый город на холме, недалеко от Св. Матяша. На том же холме — королевский замок (сейчас там музеи) с восхитительными львами.




И вот снова вечер, и надо ехать домой, и утром рано-рано самолёт…

… и в аэропорт я поеду на старом добром, таком знакомом, метро…



В аэропорту кстати тоже забавно оказалось. Иду к своему гейту по стрелке. Написано, мол, 14-20 — туда. Иду, прикладываюсь посадочным, выхожу в коридор и вижу… лестницу на улицу! Удивлённая, выхожу (ещё и ветер дует, холодно), а там… действительно, гейты! Как в ангаре каком-то. И заборчики такие, с зоной ассоциируются. И опять толпа народу, и посадочные проверяют, и багаж в стойку пихают — бдят.


Уппсала: анатомический театр и другие интересности

В воскресенье мы поехали в Уппсалу. Ехать туда на электричке с вокзала (на котором я углядела где-то мак с установленной на нём виндой).
Ехать недолго — меньше 40 минут. Уппсала встречает нас зданием вокзала на фоне серого неба и каким-то непонятным фонтанчиком.


В городе есть небольшая речка с перекинутыми тут и там через неё мостиками. Вдоль речки растут ах каштаны… Большие, крупные и красивые. И на земле каштаны валяются. В общем, поразвлекались мы, кидая каштаны в речку, на другой берег, и т.п. Даже попытались поиграть в пушишки (кто не знает, что это, пусть идёт читать Винни-Пуха, прекрасная книжка) с мелкими нетонущими каштанчиками. Получилось как-то не очень, но я всё равно довольна.


Непонятная скульптура змей.
Может, велосипед привязывать.


По Уппсале экскурсий никто не водил, поэтому интересных историй, увы, не будет. Расскажу совсем чуть-чуть. Например, что собор этот — самый большой (по крайней мере, самый высокий) в Скандинавии. Внутри похоронен Карл Линней. И забавные ангелочки с черепушками на гробнице ихнего короля (Густава Васы).





Дальше мы пошли в музей. Там я впервые побывала в анатомическом театре — он вот как раз в этом куполе. Выставлена, в общем, всякая всячина. Монстрики (как в нашей кунсткамере, только человеков нет), египетское что-то, про университет, про лошадей, всякие заморские диковинки. Небольшой, но приятный.

Не помню, чтобы видела такие фигурки раньше — поэтому и сфотографировала.

И вот он — анатомический театр! Две лестницы по бокам от входа, сидеть негде, можно только стоять. И лестницы очень высокие, забираться неудобно и сверзиться легко.





 Выходим из музея на улицу, окидываем взглядом церковь и идём в горку — к замку. Замок какой-то обычный и неинтересный, зато вокруг него растут клёны с уже краснеющими и падающими листьями.

Замок

Вид от замка на ботанический сад.



А ещё мы зашли в парк рядом с университетом. Не парк даже, а скверик. Но то здесь, то попадались рунные камни 11 века — все с табличками, где разъяснялось, откуда камень и что на нём написано.
На этом написано «Tra:ger and Gunnar had the stones erected in memory of Va:der, their brother.»

Стокгольм: ратуша, амфоры и метро с текущей по стенам водой

Не прошло и года — и я таки съездила навестить свою подругу в Швецию, ура-ура!
Сразу после прилёта — ощущение дома. Такие же берёзы, сосны, как в России. В Швейцарии пейзажи совсем другие. Не задумывалась над этим, но приехав в Швецию, поняла. Действительно ведь похоже. И большая вода, мосты, ветер…
Очень странно было находиться так рядом и в то же время не дома. И жалко, что никто не приехал встретиться, но что ж поделаешь.
В Стокгольме я была не первый раз. Поэтому решила охватить то, чего не охватила раньше.

Мой любимый стокгольмский шпиль.

Например, я сходила в Ратушу — в ту самую, где происходят нобелевские банкеты. Оказалось очень интересно — посещение только с экскурсией, и во время экскурсии рассказывали много забавных историй про то, как ратушу строили и как архитектор всё время менял свои намерения.



Экскурсия начинается с голубого холла. С красного голубого холла. Почему? Потому что изначально предполагалось, что холл этот должен напоминать итальянский дворики и должен создавать ощущение неба и простора. Поэтому стены предполагалось оштукатурить и покрасить в голубой цвет. А когда построили стенки, архитектор решил, что ему так нравится этот кирпич, что он не будет его штукатурить. Ратушу строили 11 лет, и всё это время этот холл называли голубым, все привыкли. Пришлось оставить.
Кстати, ещё один элемент, который должен создавать ощущения открытого пространства — фонтанчик. Говорят, что работает, но постоянно выключен, ибо он так шумит, что невозможно проводить экскурсии.
Именно в этом зале, кстати, проходит нобелевский банкет.


Зал, в котором заседают представители разнообразных партий и решают умные вопросы. Забавная история такова: на обеих стенах зала — большие окна с красными шторами. Но можно заметить, что с той стороны, с которой ходят туристы, шторы немного другого оттенка — потому что это не оригинал, а копия. Оригинал туристы затрогали до дыр, так что его пришлось снять. Однако как бесполезную тряпку шторы не викинули. Их разрезали на, кажется, 175 галстуков и раздали эти галстуки важным людям, самый первый, естественно, королю. Какой-то турист сказал, что видел один такой галстук на е-Bay за безумные деньги.


А это — внутренняя сторона ратушной башни. Под ней расположена лестница, по которой поднимаются парочки, желающие пожениться в ратуше. Причём это возможно не только для шведских граждан, но и для человека любой другой страны. Только вот очередь на проведение церемонии — 8 месяцев, и сама церемония занимает от 30 секунд (если короткая) до 3 минут (если долгая).


В этом зале слева — окошки на воду, а справа — расписанная стенка и окошки на внутренний двор. Роспись не простая, а изображает вид из окна с противоположной стороны. Более того, рисовал её не кто-нибудь, а шведский принц Евгений. Делалась она тоже много лет, и опять-таки, архитектор тут всё передумал. Изначально предполагалось, что у ратуши будут расти деревья. И роспись была сделана с этими деревьями. А потом архитектор передумал, и деревьев у ратуши нет, а на росписи они есть.


Последний зал — Золотой зал. Весь покрытый золотой мозаикой. В каждом кусочке мозаики золото действительно присутствует, но очень мало — нам сказали, что со всего зала наберётся кусочек размером с апельсин. Каждый год они недосчитываются где-то 40-50 кусочков, причём больше всего их пропадает 10 октября — в день, когда устраивают нобелевский банкет.
С этим залом тоже связано несколько забавных историй. Во-первых, изначально там предполагались фрески — мозаика всё-таки не шведский вид искусства. Но кто-то, кажется Германия, была готова продать много мозаики задёшево, вот её и купили. Архитектор хотел, чтобы зал делал  какой-нибудь знаменитый швед, но в Швеции не оказалось ни одного специалиста. В итоге нашли какого-то молодого человека, который изучал мозаики где-то в Италии. Он посмотрел на зал, сказал — да, я могу это сделать — за 7 лет. Ему сказали — отлично, приступай, у тебя есть 10 месяцев. Естественно, стресс и спешка. Естественно, разнообразные ошибки. Например, на противоположной стене от той, что видна на фотографии, есть изображение их местного святого, очень важного для Швеции — Св. Эрика. Но оно без головы — голова не влезла! Её отрезал потолок. Пришлось срочно придумывать объяснение, что так и задумано было (святому этому действительно когда-то отрубили голову). Ещё шведам не понравилась вот эта женщина, сидящая на троне и олицетворяющая воды озера. Мол, некрасивая. Тоже пришлось что-то придумывать.


Справа от этой девы расположен восточный мир, представленный уже не помню чем. А слева — мир западный, представленный Эйфелевой башней, Титаником и Статуей Свободы. Забавно.

После экскурсии по ратуше полезла на башенку. Вот он, вид башенки изнутри (именно это расположено над той лестницей, по которой парочки на бракосочетание заходят).


Винтовая лестница не везде. В какой-то момент были вот такие вот забавные коридоры вдоль стен, с небольшим совсем уклоном пола.


И, наконец, роскошные виды на город.




После посещения ратуши мы просто гуляли по городу, смотрели виды, домишки и парки. В одном зелёном местечке позабавил такой вот небольшой фонтанчик с кучкой маленьких амфор.

А ещё — метроо! Оно такое прекрасное. Не всё, конечно. Но вот станция T-Centralen — прекрасная.




А это станция Kungsträdgården. Очень забавно наблюдать текущую по стенам водичку.



 А это — университетская, на которой подруга жила. К сожалению, шведского из нас никто не знает, поэтому что значат буковки-ребусы, непонятно.






Летняя школа: неделя в Экс-ле-Бэне

Уже второй сентябрь подряд наша лаборатория организует совместно с цюрихским университетом летнюю школу. Школа проходит во Франции, в городе Экс-ле-Бэн. Само действо начинается в понедельник утром, но большинство приезжает в воскресенье вечером.Сначала получаем бэдж и причитающиеся плюшки: красную пляжную сумку, два блокнота, флешку на 4гб в виде ключика. Значок в виде зонтика — чтобы местные работники знали, что нам положена еда и мы не с улицы пришли.Разбредаемся по номерам. Гуляем. Все вместе сползаемся на вечерний ужин. Столы на 8 человек. На столах — вода и вино, меню на английском и французском. Всё как положено — закуска (паштет из козьего сыра с мёдом), главное блюдо — какая-то птичка и десерт — тирамису. Знакомимся с людьми, общаемся. В этом году чувствую себя намного комфортнее, чем в прошлом — уже как-то разбираюсь в области и могу рассказать, чем занимаюсь сама. Проще слушать доклады. Расклад такой: три доклада в день, каждый по два часа (с одним перерывом). В середине обед. Нас — лабовских аспирантов — вовсю используют — мы снимаем на камеру выступающих, бегаем с микрофонами во время вопросов. Я ещё и штатный фотограф 🙂 Сам город, в котором проходит летняя школа, небольшой. Расположен на берегу озера Бурже. Известный термальный курорт с каких-то древних времён. Смотреть особо нечего — пара фонтанчиков, одни римская арка, здания бань, церковь и музей. Музей кстати неплохой — импрессионисты и Роден. Очень хорошего размера — как раз чтобы можно было всё не торопясь, читая надписи, всё посмотреть и при этом не устать.

В музее, чья работа, не помню.
Музей Faure.



До озера, увы, удалось дойти только один раз — всё остальное время либо какие организационные вопросы, либо ещё что.


Казино — вид из окошка  номера.

Сама школа выглядела примерно так:

Наш профессор

Помимо докладов, во время школы было ещё два social event. Первый из них — ужин в замке. Приехали туда на автобусах (участников — человек 80). Сначала — шампанское в фойе и хм.. что там к шампанскому подают? Тарталетки? Не знаю, как эти мелочи обозвать. Затем рассаживаемся за столами, а дальше всё как положено — три смены блюд, тарелка сыра перед десертом, три разных бокала и много приборов, вино разливают официанты… В общем, настоящий приём.

Профессорский стол.

Второе событие — поход в казино! Нет, не в игровые залы, а точно так же, на ужин. В казино оказались прекрасные интерьеры. Схема ужина была точно такая же, только ко всему прочему  добавилась живая музыка и в конце — танцы. Это было что-то с чем-то… Смотреть на танцующих дядей профессоров, до этого читавших нам серьёзные лекции, было очень смешно.


Последнее интересное событие случилось в последний вечер. За ужином ко мне подошла профессорская жена и пригласила от имени профессора в казино чего-нибудь выпить — мол, пойдут некоторые докладчики и ребята из лаборатории. Я удивилась — не ожидала такого от своего профессора, которого вижу редко и всегда серьёзного (нам он никогда почти не улыбается). Вот так вот я впервые оказалась в казино. Проверили ID на входе, пустили. Внутри — мильоны автоматов и сумасшедших людей (не понимаю, как можно на них играть). Прошли в бар, взяли по бокалу кто пива, кто вина. А потом потихоньку двинулись в сторону рулетки…Один из профессоров купил фишек на 50 евро, выдал их нашему парню, который рассказывал что-то про стратегию, и сказал — играй. Я смотрела, ничего не понимала и задавала тучу глупых вопросов. Когда я наконец начала что-то понимать и стала задумываться, а не купить ли мне тоже фишек на 10 евро, случайно завалявшихся в кармане, народ снялся с рулетки и пошёл в блэк-джек. Там к игре присоединилась уже и профессорская жена… Я на них посмотрела, посмотрела… и отправилась покупать фишки.Минимальная ставка — два евро, я решила, что на номера ставить не имеет смысла — всё равно проиграю — и ставила всё время на вторую треть. Как говорит Хмелевская, новичками везёт. Со своих 10 евро я радостно выиграла ещё 20. И… пожалуй, мне понравилось. Надо будет в следующем году тоже сходить 🙂

Один день в Монако

И вот, наконец-то, новая страна в моём списке посещённых стран — Монако!
Монако мне, на самом деле, не особо понравилось. Особой архитектурной ценности нет, дома современные. Хотя, конечно, отдельные места очень даже неплохие.

Как водится, визит начинается с подъёма в горку — к королевскому дворцу. Во дворец можно зайти, посмотреть парадные покои, послушать аудиогид. Пожалуй, это был первый раз, когда я прослушала весь аудиогид от начала до конца — во-первых, потому что комнат было не очень много, а во-вторых, потому что ничего про Монако не знала. Интересно, и интерьеры неплохие. Одна из первых комнат, в которую я попала, была оружейная, так там я обнаружила сначала пистолет, а потом и ларчик под него, оба с надписью (на русском) что-то вроде князю Монако от Владимира Путина. Забавно.







Вышла из дворца, оглядела окрестности, погуляла по улочкам старого города. Забавно — на местных почтовых ящиках написано, что, мол, бросайте письма только с монакскими марками.





Спустилась в порт и пошла в сторону Монте-Карло — в казино! Казино мне понравилось — красивое здание, и буковки арт-нуво, ах-ах-ах.

Вон оно, из-за угла выглядывает!














Днём (с 14) можно бесплатно зайти внутрь, правда, не во все залы — не пускают в частные. Чем они отличаются, не знаю. Роскошные декорации, рулетка, блек-джек, автоматы. О, что понравилось, так это выставленные в витринах старые игровые автоматы. Сама я не играла. Решила ещё по городу погулять.

Дягилев!

Вид на старый город





Экзотический сад города Эз на Лазурном берегу

Местный, у которого я жила в Ницце, оказался отличным парнем и посоветовал мне прекрасное место: городок Эз, находящийся недалеко от Ниццы (про который в моём путеводителе нет ни слова).

Город — как раз такой, какие я люблю. На горе, маленький, с узкими улочками и лесенками-переходами между ними. 
Если бы у меня был ваш адрес, сюда я могла бы положить вашу открытку.





При церкви есть небольшое кладбище — самое обычное европейское. Но что меня удивило, так это то, что наряду с искусственными цветами там были керамические — ярко-раскаршенные, глазурованные. Никогда раньше такого не видела (в таком количестве и качестве).


В верхней части города расположен экзотический сад. Вход платный, но пойти стоит — кактусы, агавы и прекрасный вид на море.



Море, солнце, водичка рядом журчит — такой вот маленький уголок для отдыха.


Поразило.

Ницца: праздник порта, дождь и море

Покинув Канны, я отправилась в Ниццу. В ту субботу там был как раз праздник порта, но я приехала вечером, поэтому успела только на маленький его кусочек.

Кусочек оказался неплохим. Показывали барабанщиков, штук 7, висящих на кране над водой (издалека видно плохо — я сначала подумала, что висельников изображают). Салют был, крошечный совсем, но неплохой.
Ницца оказалась поинтереснее Канн, хотя в общем-то тоже не сильно примечательна.
Музеи прошли мимо меня, я только немножко погуляла по городу. Залезла на холм, который все называют Chateau, хотя никакого замка там давно нет (разрушен по приказу какого-то Людовика, когда французы захватили земли).


Еврейское кладбище


Вечером, когда я как раз добралась до старого города, разразился ливень. Зонтика у меня не было, да даже если бы и был, не сильно бы он меня спас. Так что пряталась по магазинам, иногда перебегая от навеса к навесу, когда дождь казался чуточку послабее. Зато купила наконец-то себе юбку, которую давно хотела, и пару ненужных вещей.



Когда дождь кончился, пошла в ресторан, посоветованный одним местным, где наконец попробовала… лягушачьи лапки! Я почему-то ожидала нечто копчёное, но вместо этого принесли нечто, напомнившее мне куриные крылышки. По вкусу, правда, курицу они не напоминают, но, пожалуй, она является самым близким из обычных видов мяса.


Ещё немного видов города:



Вот эти людишки там сидели, и ещё и цвет все меняли.
Появилась шальная идея договориться встретиться под зелёным человечком.

Русская церковь.

Долгожданная почта — у меня в очередной раз кончились марки.
Сначала прочитала надписи на здании, и только потом увидела саму вывеску.

Ж/д вокзал Ниццы

Что мне понравилось в Ницце (и чего не хватает в Лозанне), так это море. Идёшь вечером вдоль набережной, когда толп людей уже нет, а оно — вот, совсем рядом, шумит, накатывая волны.

Один день в Каннах и на острове Сент-Маргарит

Сразу после окончания летней школы, в субботу с утра, я отправилась долгим поездом на Лазурный берег. Впереди было три дня, запланировано три города, и первым из них были Канны.
В Каннах было лето. Тепло, солнце, море, пальмы… Кактусы и агавы.

Кроме этого ничего особенного я там не нашла.
Вышла от вокзала к берегу. Дошла до здания, которое, видимо, является дворцом Фестивалей со знаменитой лестницей, по которой всякие знаменитости ходят.  Лестницу не обнаружила. Вокруг какие-то заборы, ничего не понятно. Впереди виднеется горка с башенкой — старый город, иду туда.





Старый город совсем небольшой, и я прошла его только краешком — сразу полезла наверх. Как утверждает путеводитель, там находятся остатки монастыря XII века и капеллы Св. Анны тоже XII века.




Оглядевшись вокруг и зайдя в церковь, спускаюсь вниз, в порт. Из порта ходят кораблики на два близлежащих острова: Сен-Онора (St-Honorat) и Сент-Маргарит (Ste-Marguerite), которые вместе называются Леренские острова (Iles des Lérins). Времени на оба острова не было, я выбрала Сент-Маргарит, села на катер — и ах, как хорошо! Море, солнечные блики на воде, ветер, волны…



На самом острове можно блудить по лесным просекам, залезть в форт. Когда-то он был и тюрьмой, и по легенде, именно здесь держали «Железную Маску».
Уютные бухточки, паруса на горизонте, небольшое озерцо. Вот, в общем-то, и весь остров.

Форт Сент-Маргарит.













Сен-Онора ещё меньше. С незапамятных времён им владели монахи, живут они там и сейчас. Делают на продажу вино и ликёры.

Порадовала надпись «употребляйте умеренно» рядом с ликёрами и винами.

Возвращаюсь обратно в Канны — осталось ещё прогуляться по набережной Круазет. Знаменитый променад, роскошные отели, блаблабла. Проходя мимо дворца Фестивалей, наконец-таки замечаю ту самую лестницу — как водится, за забором. На мостовой — металлические плитки с отпечатками рук разных известных людей. Я, необразованная, из увиденных знала только розовую пантеру.







Напоследок — забавная деталь. Зашла выпить чаю, принесли утюг и таймер.

Руанская готика

Наша лаборатория организует летнюю школу во Франции. Школа начинается в понедельник, а выходные — в пятницу вечером. Как же этим не воспользоваться!
Я долго пыталась придумать, где провести выходные до и выходные после, учитывая расположение школы. Про выходные после я придумала как-то легко, а вот выходных до оказалось слишком мало, чтобы поехать куда-нибудь, где я ещё не была. Пришлось ехать в Париж.
Есть один город, в который я давно хотела оттуда съездить. Времени у меня была ровно суббота, и я решила провести её в Руане.
Приключения начались с самого утра. Остановилась я у своих друзей, которых в Париже не было, но которые оставил мне ключ. Они только недавно переехали в новую квартиру — думаю, имнно поэтому интернет там обнаружить я не смогла.
Билетов у меня не было — решила таки купить их на вокзале. Но… на каком? Я забыла. Я знала, что точно не Лионский. Более того, я выбирала между двумя — Северным и Сен-Лазар, склоняясь к последнему. Время поезда я знала, решила выйти пораньше — поехать на Сен-Лазар, чтобы потом, если что, попробовать успеть переметнуться на Северный. В метро работала информация — я спросила дяденьку, вдруг он знает. Дяденька сказал, что он не знает. Проходивший мимо француз услышал мой вопрос и высказал предположение, что с Монпарнаса. Я возопила — как так, ибо Монпарнас находился в другой стороне и вообще на другом берегу Сены. Дяденька из информации сказал — подождите, я позвоню коллеге. Позвонил, узнал, сказал что всё-таки Сен-Лазар. Ура, значит, что-то я всё-таки помню. Тут как раз подошёл поезд метро и я поехала на вокзал.
Купила билет, села на поезд, приехала в Руан. А там… ах.
Руан известен двумя вещами: во-первых, своими готическими соборами, а во-вторых, фахверковыми домиками. Но расскажу по порядку.
Красоты начинаются прямо с вокзала.

Чуть дальше — единственная сохранившаяся крепостная башня, башня Жанны д’Арк. То ли там её держали в темнице, то ли темница была в соседней несохранившейся башне. На обратном пути выяснила, что в башню можно зайти, но что там внутри, не знаю.


Дальше — то здесь, то там, а то и целая улочка — фахверковые домики. Фахверк — слово немецкое, по-французски эти деревянные балки называются colombages.



По переулочкам выхожу к большой улице — и вот первая готическая башенка — музейная. На музеи времени не хватило, так что как там внутри, не знаю.
Невдалеке виднеется площадь с конным памятником, иду туда.


Выхожу на площадь — и наконец-то, первая знаменитость — собор Св. Уана (St. Ouen). Единственное, что осталось от большого монастырского комплекса. Внутри нет скамей, только немного стульев, и от этого собор кажется ещё огромнее.





Выхожу из собора и иду к центру по пешеходным улочкам. Каждая вторая лавка — антикварная. Выхожу к строительному забору, а жаль. За ним скрывается церковь Сен-Маклу — образец т.н. пламенеющей готики. Внутри ничего особо примечательного.

Зато если обойти церковь кругом и зайти в одну из подворотен, можно попасть в прелюбопытнейшее место — двор смерти Сен-Маклу (L’aître Saint-Maclou). Это кладбище XIV века, которое было построено по случаю разразившейся эпидемии чумы. Всё деревянное, фахверковое, в милых резных черепушках. При входе -витрина с чучелом кошки. Говорят, её нашли в стене одного из домов — мол, раньше в домах при постройке замуровывали чёрных кошек, это приносит удачу.






Мой путь дальше лежит напрямую к собору. К сожалению, он тоже реставрируется, и даже не разглядеть целиком западный фасад. Но в любом случае впечатляет, как внутри, так и снаружи.




Оригиналы фигур с фасадов, дождь поливает их копии.


На соборной площади расположен единственный в городе туристический офис. Разжившись там картой, отправилась дальше — на площадь старого рынка. Когда-то, видимо, рынок занимал всю её территорию. Он и сейчас остался, но в уголке. В центре площади стоит очень необычная церковь 1970х годов — в память о Жанне д’Арк (интересно, что витражи — старинные, из разрушенной во время войны церкви Св. Винсента). Именно на этой площади её сожгли в далёком 1431 году.











Перекусив недалеко от площади,  мимо готического дворца правосудия я отправилась назад — к большим часам — единственному месту в городе, где можно забраться наверх.






В часовой башне за небольшую плату мне выдали аудиогид, даже на русском языке, и я потопала вверх по лестнице. Аудиогид был смешной, ибо рассказ вёл якобы призрак часовщика, когда-то работавший на башне.





Послушала про часы, посмотрела в окошечки, увидела часовой механизм и колокола — и вот, наконец, терраса.





Налюбовавшись видами, я совершила идиотский поступок в моём (теперь) стиле. Я пошла на горку. Когда я спрашивала в турофисе, куда можно забраться наверх, мне указали на часы. На мой вопрос — а больше ничего нет — ответили — ну, можно ещё вот отсюда. Сюда оказалось приличной горкой, до которой надо было дотопать, потом обойти, залезть наверх, полюбоваться видами, слезть и успеть на вокзал — и всё за два часа! Почти впритык, но на поезд я всё-таки успела. (Речка — это, кстати, Сена).




Вернулась в Париж. На метро не хотелось, пошла пешком, вышла к площади Согласия, а там.. небо жёлтое-жёлтое! Я бегом на мост. С одной стороны — яркий столб радуги, с другой — великолепный закат и золотистая от солнца эйфелева башня. И удивительные облака, как будто с картин старых мастеров.


Летний Париж

Из Лозанны до Парижа ходит прямой поезд — меньше четырёх часов — и приезжает на Лионский вокзал. Если не убежать боковыми проходами, а выйти на улицу и оглянуться, можно увидеть вполне интересное здание.

Деталь Лионского вокзала.
Jardin des Plantes — совсем недалеко от вокзала, на другом берегу Сены.

 Музей Средневековья, он же особняк Клюни 15 века. Знаменит тем, что там хранятся шесть гобеленов тоже 15 века «Дама с Единорогом». Среди прочего представлены там и скульптуры с собора Парижской Богоматери.




Орсэ был велик и полон толп. Везде знаки фотографировать запрещено, и везде все фотографируют. Музей интересен тем, что расположен в бывшем здании вокзала, а знаменит своей коллекцией импрессионистов. Мне ещё очень понравился модерн в интерьерах и мебели. Среди прочего нашла несколько скульптур Помпона (это тот скульптор-анималист, о котором я узнала в Дижоне), а ещё (!) маленький скульптурный портрет Льва Толстого и макет нашего памятника Александру III, который стоит перед Мраморным дворцом. Обоих сначала узнала, а потом прочитала надписи.


Здорово ещё было и то, что можно было выйти на открытую террасу. Вид только в одну сторону, но и это было прекрасно!

Лувр

Справа — собор Сакрэ-Кёр. Слева — может быть, опера, тут вот не знаю.