Версаль: дворец и зимне-весенний парк

Чтобы хорошо познакомиться с Версалем, ездить туда надо два раза — один раз летом (полюбоваться фонтанами) и один раз зимой (посетить дворцы). Зимой — чтобы было поменьше народу (хотя это не сильно спасает — толпы такие же, как в Лувре, что там летом творится — не представляю).
Наши дворцы, конечно, лучше. Снаружи. Но наши дворцы и построены позднее. Версаль — это времена Петра Первого, когда у нас ещё ничего не было. Версаль масштабен. Огромен. Пожалуй, ни с чем в России не сравнить. Внутренние покои очень богаты. На мой вкус, многовато золота.

Вот он, золочёный версальский дворец.
Некоторые статуи были почему-то занавешены, получались такие забавные стоячие привидения.
Лопиталь! Правда, увы, не тот.

Вид на Версальский парк.

Один из самых известных залов дворца — Зеркальный зал — набит народом битком. Сделать фотографию так, чтобы на неё не попал ни один человек, нереально. Количество людей можно оценить в отражениях.

Зеркальный зал.

Во все камины положены дрова, выглядит забавно.
Дворцовая церковь

Покои дофина — наследного принца

Покои дофина.



Из интересного — при входе в какой-то зал заметила, что там автоматически считается количество народа в зале — рядом с дверью висело табло с числом посетителей.

Вид на дворец от парка.

Парк только готовится к лету — фонтаны не работают, статуи закутаны в зелёные простыни, газоны высаживают. Хотя уже кое-то цветёт — подснежники и только-только начинают нарциссы.

В отличие от России, здесь стриженные кусты выглядят великолепно. Без дыр, сплошные, зелёные, ровные. И смешные скульптуры в мешках.


Помимо дворца, можно ещё пойти в Большой и Малый Трианоны. Что-нибудь типа нашего Петергофского Монплезира.
Из интересного — бильярдный столик и деревня Марии-Антуанетты.

Правое крыло Большого Трианона

Переход между правым и левым крылом Большого Трианона
Бильярдный стол.
Лузы в форме голов, с открывающимися шлемами!






Деревня Марии-Антуанетты — очень живописное место, со старыми домиками (которые действительно выглядят старыми), с прудом (и кишашей в нём рыбкой). Есть даже ферма с гусями-курями-копытными. Поскольку попала я туда под закрытие, увидела только уводимых гусей, но всё равно здорово.

Рыба подплывала прямо к поверхности и разевала рты, хватая воздух.






Музейный Париж: Лувр и выставка Дали в центре Помпиду

От Лозанны до Парижа — 4 часа езды на скоростном поезде. Цены огого, правда, если повезёт, то можно поймать и билет за 25 евро в одну сторону. Однако меня цены не волновали, ибо в Париж я ехала в гости к хорошим друзьям.
Из трёх дней, проведённых там, собственно по Парижу я гуляла всего один — в понедельник (минус денёчек отпуска). Погода была противная, моросило, было холодно. Когда холодно, я хожу в музеи. Печаль заключалась в том, что в понедельник из всех музеев работал только Лувр… И соответственно, там были бешеные толпы народу. Даже не в очереди перед музеем и в кассу, а, что хуже, в самих залах!
Между прочим, до того, как Франсуа Миттеран убедил французское министерство финансов съехать, Эрмитаж был самым большим музеем в мире. Теперь, увы-увы, мы своё первенство потеряли.
Лувр огромен и хорош. Если убрать из него людей, то будет вообще прекрасен. Из замечательного хочу отметить, пожалуй, Венеру Милосскую и Нику Самофракийскую — их проходят в любом курсе истории искусств, разглядывают на картинках, а тут они — вот, настоящие. Хорош Ботичелли. Джоконда… ну что я могу сказать про Джоконду. Толпа в 30 человек перед маленькой картиной, огороженной за полтора метра до стенки. Каждый, добирающийся до первого ряда, делает фотографию себя любимого на фоне и отползает назад. О том, чтобы Насладиться Великим Произведением Искусства, и речи быть не может. Да и на самом деле не считаю я его великим произведением искусства — уж слишком она затаскана.
О, а ещё там были русские! Щедрин и ещё двое, не помню кто. Щедрина запомнила, потому что пишется он очень страшно: Chtchedrin.
Ещё из интересного — реставрация посреди музея.

Застеклённый двор со скульптурами.

А посреди — огороженное пространство, где люди работают.

Не знаю, как у нас в России, возможно, не обращала внимания. А вот в Лувре за уборкой следят плохо — в покоях Наполеона горы пыли. Правда, всего лишь на люстре, но всё же.

Горы пыли на Наполеоновской люстре.

Убежав из итальянцев в голландцев (там толпы поменьше), я смогла продержаться в Лувре целых три часа. Чем горжусь.
Ещё один музей, который я посетила — это центр Помпиду. Пошла я туда исключительно из-за временной выставки Дали. Если бы не она — ноги бы моей там не было. Когда я была маленькой девочкой (6 лет назад :), я смотрела его постоянную экспозицию (современное искусство). Среди прочего там был выставлен аквариум с плавающими в нём рыбками, на которых светил нещадно-яркий свет. Некоторые рыбки были дохлые, остальные подыхали. Я оскорбилась и заявила, что больше туда не пойду.
Выставка Дали была неплохая, хотя тоже многолюдная. Вечером, часов в 7, нам пришлось стоять в очереди на вход целый час. Днём, говорят, ждут и по два часа. И даа, я видела часы! Те самые знаменитые плавящиеся часы-сыр. Т.е. не сами часы, а картину, естественно.
Интересно, что на выставке фотографировать было можно, но только на некоторых картинах было отмечено, что именно их фотографировать нельзя. Каких картин было больше — тех, которые можно, или тех, которые нельзя — не знаю.

Дали. Названия не знаю, но свечи на рояле обратить внимание стоит.

Ведь эти свечи — не что иное, как много маленьких Ленинов!

Ещё в Париже делают самые вкусные макарони (macarons) — Ladurée, с 1862 года. В Лозанне тоже есть их магазин, но тут не такое большое разнообразие.
А во французском метро очень часто ходят и играют на аккордеоне. Очи чёрные в том числе. А ещё видела скрипичный дует и (!) театр марионеток — в вагоне метро!
Уехать из Парижа мне удалось вовремя — Францию завалило снегом, машины в пробках, поезда не ходят, самолёты не летают, беда. При мне был, к счастью, только туман.

Вид из окон Лувра на арку Карузель и теряющуюся в тумане Эйфелеву башню.

Ещё несколько римских впечатлений

Рим — вечный город. Сколько не побываешь в нём, всегда хочется туда поехать вновь и вновь.

Фонтан на площади перед Пантеоном.
Фонтан на площади перед Пантеоном.

Моя любимая церковь — с куполом в форме пчелиного жала. Пчела была символов одного из пап (кажется, Барберини).

Здесь делают самый вкусный в Риме кофе. Внутри среди прочего вывешена вырезка из американской газеты, в которой говорится, что чтобы выпить в Америке хороший кофе, надо купить билет в Рим и прийти в Sant Eustachio. Дороговато, но стоит того.
Не знаю, что это — увидела впервые — на берегу где-то правее Сант-Анджело.
Во второй день в Риме пошёл сильный ливень, к счастью недолгий. И вот — радуга! Приглядевшись, можно даже разгледеть двойную, хотя в реальности я её не заметила, да и на фотографии еле видна.
Санта Мария Маджоре. Когда в церкви нет скамей, она сразу кажется больше и просторнее.

Санта Мария Маджоре. На каждой исповедальне написано, на каких языках говорит священник (где-то я даже нашла русский). На тех исповедальнях, где священник в данный момент присутствует, горит лампочка.
Когда я была тут в последний раз, тут была просто очередь. Теперь же из этого сделали бизнес — хочешь фото, плати денюжку, мы тебя за это даже сфотографируем. Кто не узнал — это уста истины из «Римских каникул».

Фонтан на площади Барберини — с пчёлами!

Птыц. Что за птыц — не знаю. Стоял и иногда крылья раскрывал.
Элемент моста, соединявшего когда-то левый и правый берег Тибра. Моста давно уже нет, остался лишь один пролёт.
Закат, снятый с Пишущей машинки. Совершенно случайно узнала — туда можно подняться. Если невысоко, то бесплатно, а если высоко — то платить и ехать на лифте. Виды открываются замечательные.

Одна из двух колесниц Пишушей машинки.

В комментариях не нуждается — Колизей.

Две очень похожие друг на друга церкви и колонна Траяна.

А это я увидела в последний день на холме Пинчо. Что такое и что символизирует — не имею ни малейшего понятия.
В начале февряля в Риме был карнавал. Почему-то (по традиции, наверное) лошади являются очень важной составляющей карнавала. (Так же как и горы конфетти, разбросанные по мостовой, и разодетые в платья и костюмы дети. Я, например, видела целых двух мальчиков-Марио.) На площади Пополо проходили выступления наездников на специально построенной арене. По качеству так себе — далеко не всегда им удавалось складно двигаться.

Дети — члены лошадиных клубов Рима. Этих клубов там оказалось неимоверно много, я аж удивилась. И все по-своему разодеты — кто как индейцы, кто как шахматы, кто ещё как.

Фонтан Четырёх Рек на площади Навона

Фонтан на площади Навона

Фонтан на площади Навона

Ещё из интересного: в этот приезд я побывала в катакомбах Домициллы. Катакомбы — это вовсе не подземелья, где скрывались христиане от преследования. Катакомбы — это христианские захоронения, зачастую легальные — места на кладбищах не хватало, поэтому приходилось вот так хоронить под землёй в несколько ярусов (в катакомбах Домициллы их три). Катакомбы Домициллы знамениты тем, что там находятся во-первых, самые старые христианские фрески в мире, а во-вторых, самое старое изображение Марии в мире. Интересно, что раньше Марию никогда не изображали с Иосифом, а если рядом с ней был мужчина, то это был какой-нибудь пророк (предрёкший рождения Христа).
С экскурсией повезло — нас было всего 5 человек, и поскольку изначально пришли немцы, экскурсия была на немецком, а нам выдали одну бумажку с текстом по-русски, сказав, что можно задавать вопросы по-английски. К моему удивлению, я вполне поняла экскурсию на немецком (наверное, уже пора перестать удивляться). Фотографий нет, потому что снимать нельзя. Но выглядит это как коридоры и справа и слева ниши, несколько штук в высоту. Почти все могилы открыты, закрытых осталось очень мало — в своё время всех захороненных посчитали святыми и кости продавались как реликвии.

Чего ещё тут нет, так это фотографии фонтана Треви — фонтана, который произвёл на меня огромное впечатление и который я очень люблю и которым восхищаюсь. Фотографии его нет, потому что ни на какой фотографии не передать, насколько он прекрасен и грандиозен. Поэтому, чтобы увидеть его, поезжайте в Рим!

Покинутый город Чивита ди Баньореджо

Впервые услышав об этом месте, я поняла: туда необходимо попасть.
Чивита ди Баньореджо (Civita di Bagnoregio) — небольшой город, основанный в незапамятные времена (более 2500 лет назад) этрусками на плато из туфа. Туф потихоньку разрушается, кусочки отпадают, в результате чего страдают и дома. Землетрясение в 1695 году сильно повредило город, и многие жители его покинули. Оползни и обвалы продолжаются до сих пор. Население этого города — 12 человек, и кошек там больше, чем людей (зимой — даже если к жителям приплюсовать туристов).

Вот эта дорожка — единственный способ попасть в город.

Вокруг — красоты.
Первая кошка встречается ещё даже до ворот при входе в город.
Город пустой, ни единой души. На весь город нам встретилось человек пять, которые там  работали, и парочка туристов.
Один из этих людей был тут. Кафе и ресторанов намного больше,  чем я ожидала. Но мне сказали, что летом здесь бывает много народу — место популярное.
Что касается самого меню, то зимой под конец дня уже ничего не остаётся — нам не смогли сделать салат, потому что закончился сыр. А вот вино у них местное.

Вот они, теперешние обитатели города.

Местные зарабатывают либо кафе, либо сувенирами, либо показом чего-нибудь за скромную плату. Тут пускали в дом и якобы ещё этрусками вырытые помещения

Мельничный жёрнов


По улицам разгуливают лишь пушистые жители.


Местная церковь. Каждый час даже звонит колокол.


Выход из города, освещённый закатом.
К уходящим из города людям (работающим там — эта женщина пустила нас в тот музей) ластятся кошки, просят еду. У туристов не просят.
Однако дальше черты города они не уходят.
Вот она, освещённая солнцем Чивита.

И грустный ослик, смотрящий на дорогу день напролёт — по пути в Чивиту мы тоже его видели.

Орвието

Орвието — городок в часе езды от Рима по направлению к Флоренции. Он расположен на высоком холме — так что сразу, выйдя из поезда, надо сесть на фуникулёр, который отвезёт наверх. Далее можно либо воспользоваться автобусом-шаттлом до центра, либо прогуляться пешком по средневековым улочкам, посмотрев перед этим, какие открываются виды с городских стен.


Орвиетский собор довольно знаменит. Во-первых, своим готическим порталом (вблизи видно, что колонны украшены мозаикой), во-вторых, капеллой, расписанной Лукой Синьорелли, к некоторым фреском которой приложил руку фра Анджелико.






Помимо собора, в Орвието есть две основные достопримечательности. Одна из них — подземный Орвието. Под домами в том городе расположено около 40 тысяч подземелий, парочку из которых можно посетить, только с гидом, но даже на английском языке.

Подземелья сырые, но с постоянной температурой, из-за чего там зимой тепло, а летом прохладно. В них оборудовали мельницы, разводили животных, рыли колодцы для добычи воды (других источников не было, надо было прорыть на безумную глубину, чтобы достичь воды.

У каждого хозяина было своё подземелье, в которое он спускался по вырезанной в туфе лестнице. Те, у кого дома находились на краю холма, разводили голубей. Голубей больше нет, а вот голубятни остались.

Во время войны подземелья использовались как убежища. Сейчас многие засыпаны, раскопана и нанесена на карту лишь часть.
Вторая достопримечательность Орвието — это колодец Св. Патрика, в который я, к сожалению, не успела. Глубина 62 метра, ширина 13 метров. Два входа и две винтовые лестницы, одна для спуска, другая для подъёма. Лестницы такие, что по ним могли ходить животные, и воду возили на ослах.

Внутренность колодца — картинка из интернета

А ещё в Орвието есть хорошее белое вино! Так и называется — Орвието.И наконец, из Орвието ходят автобусы в Баньореджо, откуда уже пешком можно попасть в интереснейшее место, о котором я расскажу дальше.

Рим: Термы Каракаллы

Римские термы — это отдельная песня. Их можно назвать банями, но современность не идёт ни в какое сравнение с тем, что было в те древние времена.
В Риме есть остатки двух терм — терм Диоклетиана и терм Каракаллы. В этот раз я наконец-то добралась хоть до одних из них. Термы строили императоры для граждан, поэтому они и называются по имени императора, их построившего. В термах могло одновременно находиться несколько тысяч человек. Комплекс размером 150 на 200 метров содержал бассейн с холодной водой, с тёплой водой, для плавания, залы для гимнастических упражнений… Отдельно находились библиотеки. Термы — это было место не только для мытья, но и для общения.

Читать

Рим: замок Сант-Анджело и Ватикан

Замок Сант-Анджело — здание с интересной историей. Строилось оно как мавзолей императора Адриана, однако потом переквалифицировалось в крепость, и довольно долго служило для понтификом местом укрытия от врагов.

 

Читать

Римские развалины. Колизей-Форум-Палатин

Тут нужно не рассказывать, тут нужно показывать.


Мой первый день в Риме я посвятила осмотру развалин: Колизей-Форум-Палатин. Колизей — понятно, что такое. Форум — большое скопление остатков древних храмов и построенных на них церквей. Палатин — холм, на котором императоры строили себе виллы. Остались тоже только развалины, но иногда с древнеримскими фресками.
Дальше — фотографии.

Колизей изнутри. Полазать нигде не дают,  так что не особо увлекательно.
А это уже Палатин. Если не ошибаюсь — стадион Септимия Севера.
На Палатине- цветочки, тут белые, там жёлтые…
Остатки фонтана дома Флавиев
А рядом — мраморная облицовка пола

На Палатине есть два дома, заслуживающих особого внимания. Это Дом Августа и Дом Ливии (его супруги). В обоих сохранились фрески. Дом Ливии закрыт и туда не пускают, а вот в дом Августа зайти можно свободно.


Даже человеческие фигуры просматриваются

С Палатина открываются прекрасные виды на Рим и на Форум.

Вид на Капитолийские музеи и Пишущую машинку за ними — белое здание с двумя квадригами — муссолиневский памятник Витторио Эммануэле, боровшемуся за объединение Италии.

Базилика Константина и Максенция на Форуме

Вид на Колизей с Палатина

Арка Тита

Арка Тита

Вид на Форум от Арки Тита

Арка Константина
А вот этот римский храм (Антонина и Фаустины)  когда-то пытались свалить. На колоннах видны  даже следы от верёвок — весь ущерб, который удалось причинить. Затею оставили и построили на останках новый храм, уже христианский.

Деталь антаблемента — той штуки, которая лежит на колоннах под треугольным фронтоном.
А здесь жили весталки — служительницы храма Весты.

Когда-то, когда форум был бесплатным, выход был по этой дороге. 

Один день в Милане: собор, опера и Леонардо да Винчи

Когда я первый раз приехала в Милан с мамой, после Рима и Флоренции он на меня сильного впечатления не произвёл. Буквально пару дней я там погуляла, посмотрела картинные галереи, и, поскольку шоппинг меня не увлекал, решила, что вернуться сюда надо будет по двум поводам: La Scala и Cenacolo Vinciano.
La Scala — это знаменитая миланская опера. Самая известная в Италии. На втором месте — неапольская San Carlo, на третьем — La Fenice в Венеции. С билетами за кучу денег, дамами в вечерних туалетах и мужчинами в костюмах.
Репертуар здесь составлен совсем не так, как у нас. Если у нас каждый день другой спектакль, то тут всё идёт партиями — две недели что-то одно, потом что-то другое.
Как-то осенью я увидела, что в Ла Скале дают Вагнера. Третью часть Кольца Нибелунга. Я давно мечтала его послушать — и вот, наконец, появилась возможность. Билеты были дорогие, долго сомневалась, покупать или нет — но таки купила — всё решил день рождения — пришла к выводу, что можно сделать себе подарок.
У меня были билеты в ложу на 4 человека. Видно было плохо — приходилось стоять за спиной третьего человека, чтобы видеть больше чем маленький кусок стены. В ложе на барьере — три экрана с субтитрами. Субтитры можно было выбрать на немецком (язык оригинала), итальянском и английском. Забавно, в ложе все оказались русскими.
Специально для оперы я купила себе платье. Чёрное. Как я его покупала — тоже история. В оперу я ехала в воскресенье, а в субботу оказалась в Женеве — смотрела выставку русского художника. Меня целый месяц мучили мысли о том, что в оперу мне идти совершенно не в чем. Оказавшись в Женеве, подумала — можно посмотреть, купить хоть что-нибудь. Зашла в C&A, пошла в отдел платьев. Стала выбирать — первый раз в жизни. Выбрала два. Померила. Подумала. Решила, что одно всё-таки лучше. Не ахти, но сойдёт. Купила (100 франков со скидкой). Вечером пришла домой, померила ещё раз — смотрю — надо же, даже неплохо. Когда я смотрела на себя в зеркала оперы, я осознала, что это шикарное платье и мне оно безумно нравится. Очень тяжёлое, с восемью юбками запáхом. Если когда-нибудь будет хорошая фотография — вывешу. Тогда же, уже в Лозанне купила себе сумочку. Платок на плечи оказался очень удачно куплен за две недели до этого в Берне. Остались только туфли — теперь мечтаю о них.
Гардеробы в итальянской опере совсем другие. Один большой — только для партера. А для каждых двух лож — маленькая комнатка, куда всё можно повесить и поставить. А вот в венецианской La Fenice вообще раздевались прямо в ложе и вешали одежду на крючки.
После той поездки сделала для себя вывод: если покупать билеты в оперу, надо покупать не просто дорогие билеты (я заплатила 92.40 евро), а очень дорогие. Чтобы было не только слышно, но и видно.

Второе must see в Милане — это Тайная вечеря Леонардо да Винчи, одна из самых известных его работ. Это плохо сохранившаяся фреска на стене в трапезной Santa Maria della Grazie. Режим там строгий — пускают не больше 25 человек на 15 минут. Из-за этого желающих больше, чем успевает посетить и записываться надо за три месяца. Мне удалось поймать самое начало записи — и вот, в прошлое воскресенье я её таки увидела. Действительно, стоит того, чтобы её смотреть. И мне понравилась намного больше расхваленной и перехваленной Джоконды.

Ещё одна вещь, которую в Милане стоит совершить (и которую осуществить проще всего) — это залезть на крышу Дуомо, кафедрального собора. А потом… лучше всего на вокзал и куда-нибудь дальше. Во Флоренцию, например. Однажды я так и сделаю.

Как водится, дальше — фотографии. Как водится, много. Но на Дуомо посмотреть стоит.

Milano Centrale — вокзал, построенный Муссолини — огромный и монументальный.
Специально для Веры — трамвайка.
Специально для Саши — трамвайные пути.
Santa Maria della Grazie — именно в её трапезной находится знаменитая «Тайная Вечеря» да Винчи.
Знаменитый Миланский собор. Дальше — многочисленные его фотографии.















Собор замечателен ещё и тем, что можно погулять по его крыше. Вдоль и поперёк!


В Италии очень много таких бронзовых скульптур и бронзовых львов. У нас в Питере такого нет,  и мне очень нравится.
Очень забавная морда — на воротах какого-то учреждения.

Дверь

Прогулка по Лиону

Те билеты, за которыми я ездила в Evians-les-Bains, были билетами в Лион.
В Лионе я оказалась уже во второй раз. Город большой (второй по размеру после Парижа), за один день всего не охватить. В первый раз там было наводнение, во второй раз — снег. Не шёл, но лежал — как водится, на зелёной травке и цветущих анютиных глазках.
Лион известен как город ткачей. А ещё как место, где надо есть. В смысле, ужинать — говорят, он хорош с гастрономической точки зрения. Но вот это, увы, проверить не удалось.
Больше рассказывать нечего, поэтому дальше фотографии.

Fnac — сетевой книжный магазин, встречается по всей Франции (да и в Лозанне есть). Помимо книг, продаёт диски-игры-технику.
Собор Notre-Dame de Fourvière

 Церковь Saint-Georges.

  Розовая башня. Внутри — лестница.
 Трабуле — сквозные проходы под домами с одной улицы на другую. Скрываются за обыкновенными дверями, так что если не знаешь, то и не найдёшь.

Вид на cathédrale Saint-Jean
Cathédrale Saint-Jean (12-15вв), далее — интерьеры.

Внутри — астрономические часы 14 века.
До 2019 позволяют рассчитывать даты переходящих праздников (например, Пасхи).
Несколько раз в день совершается маленькое представление на тему Благовещения. Фигурки двигаются, музыка звучит, ангелочек ей в такт отбивает ритм ногой и рукой. К Марии приходит архангел, на них сверху спускается святой дух в виде голубя и всех троих благословляет Бог.


Вот оно, наводнение.
На заднем плане — Notre-Dame de Fourvière и местный вариант Эйфелевой башни — а именно, копия третьего яруса.
 Прекрасное решение вопроса детских горок.



В Лионе есть улица — rue Joséphine Soulary, — состоящая сплошь из лестниц. Это — примерно третья её часть.

Фонтан 19 века, который Бартольди, автор знаменитой статуи Свободы, изначально проектировал для Бордо. Кони символизируют четыре реки Франции — Рону, Сону, Сену и Луару.
И напоследок — Les Halles — местный универмаг со всякими вкусностями.