Феррара. Соревнования кидателей флагов.

Из Болоньи на один день мы съездили в Феррару. Про Феррару я не знала ничего, однако поездка туда оказалась одним из самых ярких впечатлений отпуска.

Окружённый рвом с водой Кастелло Эстенсе

Рассказываю про… подкидывателей флагов!

В Феррару мы поехали, само собой разумеется, посмотреть город. Однако попали на Событие. Причём нам ничего про него не сказали ни в одном туристическом офисе (негодяи), мы просто пошли и наткнулись на людей, подкидывающих флаги, один, два… пять! Всё это — под небольшой оркестр барабанов и духовых.


Подкидывают они эти флаги руками, ногами, и более того — ловят! Оторваться было невозможно.


Вот вам видео с ютуба:

Смотрели, смотрели, поняли — какие-то соревнования — люди были разные, в разной одежде, с разными флагами. Стояли там почти час, наверное. Однако — город нас ждал, пришлось пойти осматривать достопримечательности. Пошли к центральной площади, слышым — сбоку откуда-то музыка раздаётся. Заходим во двор, а там… то же самое, только ещё лучше — целая команда подкидывателей флагов!

Тут, стоя в толпе, я наконец-таки спросила у соседей — а что это???
Оказалось, это национальные соревнования Tenzone Aurea, на которые раз в год съезжаются команды со всей Италии. Каждый год они проходят в разных городах, так что нам просто необычайно повезло, что мы оказались в нужном месте в нужное время.
Командные выступления — это, пожалуй, ещё более впечатляюще, чем одиночные. Эти люди могут кинуть флаг с одного конца площади на другой, где он просто падает в подставленную руку! Эмоции-эмоции-эмоции.


За спиной — собор, а там, за аркой — площадь, где проходил чемпионат.



Местный Дуомо — с чудесными колоннами перед входом.

Дуомо, вид сбоку
Дворец Скифанойа

Внутри дворца — фрески на тему 12 месяцев. Интересные фрески, сидишь и разглядываешь, пытаясь угадать сюжет.


Все церкви, в которые мы заходили, за исключением Дуомо — пустынны и безлюдно. Это — гробница в одной из них, мавзолей Ghiron Francesco Villa.


Ещё одна достопримечательность Феррара — via delle Volte — улица Арок. Действительно, с арками.


Савонарола (знакомый мне по Флоренции) — оказывается, уроженец Феррары.




На этом заканчиваю рассказ о своём итальянском отпуске. Прошу прощение за скудость информации — утомил меня этот блог чрезвычайно и писать сюда совершенно не хочется. Однако пересиливаю себе и пишу хоть как-нибудь, чтоб было, и чтобы фотографии не легли мёртвым грузом на жёсткий диск.

Болонья

Про Болонью до поездки я знала немного. Лишь то, что там хорошо едят, и то, что Турин идею своих аркад свистнул у Болоньи.
И действительно, арочных пассажей здесь великое множество.


На площади пьяцца Маджоре XIII столетия — монументальный собор Святого Петрония, строившийся несколько веков, однако так и недостроенный. А жаль, был бы красивый.


Palazzo del Podesta 1201 года.


Фонтан Нептуна XVI века, «чувственный и эротичный».


Оплакивание Христа, — совершенно удивительная, очень динамичная работа Николо дель Арка. Ничего подобного я нигде не видела. Находятся они в капелле какой-то церкви, посмотреть их пускают только за денюжку (и фотографировать, кажется, нельзя), но это того стоит.
Фигуры вокруг Христа — Иосиф Аримафейский, Мария Саломея (они остались за кадром), Дева Мария, Иоанн Евангелист, Мария Клеопова (Cleophas) и Мария Магдалина.


В той же церкви можно где-то сбоку пойти в соседнее здание и на втором этаже посмотреть на ещё одну скульптурную группу, не такую выразительную, но всё равно очень интересную.


В Болонье, как несложно догадаться, находится Болонский Университет — старейший университет в Европе. В одном из его зданий можно бесплатно зайти во дворик, и даже подняться по лестницам и пройтись по галереям. А за небольшую денюжку можно сходить в удивительный анатомический театр с деревянными скульптурами. И в «актовый зал» с гербами на стенках и полками научных томов.


Базилика Сан-Доменико, где среди прочего можно увидеть богато декорированный мраморный саркофаг Св. Доменика с, среди прочих, двумя скульптурами Микеланджело.


Комплекс Сан-Стефано, также известный как комплекс 7 церквей.
Справа — храм Распятия Господня, слева — храм Гроба Господня


Базилика мучеников Виталия и Агриколы.


Восьмиугольный храм Гроба Господня — старейший в комплексе, V века. Смотрите какая стеночка интересная.


Во внутреннем дворике — чудесные романские колонны, довольно необычные.


Визитная карточка города — падающие Башни, башня Азинелли и башня Гаризенда. На фотографии это заметно не очень сильно, и почти совсем незаметно, что одна почти в два раза ниже другой. На вторую, высокую, можно забраться.
За 9 столетий Башня Азинелли отклонилась от первоначального положения на 2,2 метра, что, впрочем, не удивительно – ведь ее высота 97,2 метра. Башня Гаризенда начала крениться еще во время строительства, поэтому в XIV веке ее решили укоротить. Сегодня ее высота – 48 метров, а крен составляет 3,2 м. (пассаж бессовестно скопирован из какого-то чужого отзыва).


Сверху первая низкая башня кажется совсем крошечной.


Болонья — не Сан-Джиминьяно, и не видно, однако башен в городе достаточно много — около 20, пусть это и незаметно обычному взгляду пешехода.

Деревянные ступени башни — 498 штук!

Под конец сходили в Болонскую Пинакотеку. Я соблазнилась каким-то отзывом, который утверждал, что там есть Леонардо да Винчи, но отзыв нагло врал. Пинакотека неплохая, однако с великими музеями Европы, конечно, не сравнится.
Однако я, обычно не фотографирующая в художественных музеях, достала тут фотоаппарат аж два раза.
Во-первых, вот для этого чудесного, похожего на бородатого гнома Бога-Отца. Это вообще большая редкость, чтобы его персонифицировано изображали.


Ну и чудесный Святой Иероним с чудесным львом.


Ах да, ещё из забавного — видеть старые изображения Болоньи с двумя кривыми башнями. Их там было некоторое количество 🙂

Италия в миниатюре

Меня как-то никогда не привлекал концепт парков-миниатюр. Однако наш отель на окраине Римини был всего в получасе ходьбы от Италии в миниатюре, и поэтому мы решили в один из дней туда сходить.
Дорога шла по какой-то совершенно деревенской местности. Тут перепахано, тут картошка, там конопляное поле.
Первый вид на Италию в миниатюре, представший нашим глазам, был вот такой.


Это венецианская кампанилла Сан-Марко, если вдруг кто не узнал.

А дальше было развлечение под названием Угадайка. Началась Италия с юга, который мы совсем не знаем. Не сразу сообразивши, что достопримечательности расположены географически, мы сначала удручались, что ничего не можем узнать.

Кораблики на воде «стояли на якоре»,
так что даже время от времени куда-то двигались.

В парке была всякая живность. Например, воробьи.


А также удивительно яркого зелёного цвета ящерицы.


В качестве экспонатов были как города, так и отдельные монументы.

Что-то южное, что — не знаю.
Если кто знает, напишите в комментариях.

По всей миниатюрной Италии разъезжали паровозики. Тут вот у них был даже огромный вокзал.


Везде — маленькие машинки и человечки. Человечки иногда немного гм… пострадавшие.


Пройдя немного на север, мы наконец-то стали узнавать места и стало гораздо интереснее. Вот это — Римини.


А это — базилика Св. Аполлинария в Классе (мы туда заехали из Равенны). На заднем плане слева — базилика Сан-Витале и мавзолей Галлы Плацидии, уже в самой Равенне.


Тут оказалось даже Сан Марино!


Болонья и болонский вокзал.

Вон там вдалеке — Венеция. А это — промышленный квартал, Магера, если не ошибаюсь. Тут ездила машинка, которая тушила пожар — вон в то здание в центре, слева от трубы в красную полоску, такое почерневшее — поливалось водой. Очень забавно было.
Вообще здорово, были всякие там кнопочки, которые можно было нажать и что-то происходило. Машинки ездили, поезда ездили. Мосты разводились.


Падуя. В Падуе я была с друзьями на 4-ом, что ли, курсе. Надо бы ещё раз съездить. Собор прекрасный. И кондотьер Гатамелата, ага.


Флорентийский Дуомо — куда же без него.


Испанская лестница в Риме


Очень порадовал фонтан Треви — несмотря на то, что копия — всё равно в монетках.


А это — то место, с которого для меня началась Италия и моя любовь к ней. Вокзал Термини в Риме. Ах. Но ничего, в следующем году я там окажусь вновь!

Ватикан

Дуомо в Милане — очень отличается от всех остальных церквей.


Турин, где мы были прошлой зимой.


Монументальный Миланский вокзал — в миниатюре как-то выглядит более впечатляющим, чем в жизни. Может, потому, что последнее время там сплошной ремонт вокруг.


О, а это — арена в Вероне, где я ещё не была. Арена была даже со спектаклем и с музыкой. Давали Аиду 🙂

Было ещё много всего. Но что тут фотографии выкладывать. Это надо живьём смотреть. Да не в миниатюре, а в натуральном размере.


В парке, помимо самой Италии, есть много всяких аттракционов. Вот этот дворик — место, где можно понажимать всякие кнопочки и послушать истории жителей. Вот эта безумная старушка была самая интересная. Что рассказывала, впрочем, не знаю — к крикам не прислушивалась.

Ну и конечно же — маленький вариант венецианского Гранд Канала, по которому можно — бесплатно — проехаться на лодочке. Забавно было. Очень похоже, но много где наврали — я это даже заметила — что какой-то там палаццо находился не там, где должен был быть.




Конечная пристань — на пьяцце Сан-Марко, кампаниллу которой мы видели из-за забора.
А ещё была Европа в миниатюре. Какие-то стандартные вещи — Нойшванштайн, Эйфелева башня, Акрополь. Была там какая-то смешная ошибка, не помню уже, какая. Но это уже не было так интересно, как Италия.
Стоит это удовольствие, конечно, безумных денег — больше 20 евро, по-моему. Но если вы рядом — почему бы не заехать. Мне очень понравилось. Только вот я внезапно поняла, что ничего я в этой Италии не видела и надо срочно отправляться путешествовать. А ещё очень захотелось теперь съездить в маленькую Швейцарию. Она находится где-то в Лугано.

Сан Марино

С давних пор у меня есть мечта — не то чтобы мечта, а так, желание — посетить все маленькие государства Европы. В сентябре мне удалось побывать в ещё одном — в Сан Марино.
В Сан Марино ходят рейсовые автобусы от вокзала в Римини, билет — 5 евро в одну сторону. Виды из автобуса красивые — Сан Марино находится на холме, и автобус, поднимаясь, подставляет то правый, то левый бок умопомрачительным перспективам.

Граница между государствами незаметная. По дороге туда мне не удалось её поймать, и только на дороге обратно я заметила, как мы переезжали по мосту, на котором с одной стороны от середины было написано Италия, а с другой — Сан Марино.
Городок небольшой, но приятный. Поскольку расположен на холме, надо очень много ходить вверх.


Толпы туристов на главных улицах сменяются почти безлюдными пространствами, стоит отойти куда-то в сторону.



Символ Сан Марино — три башни (или три крепости).

Вот это вот здание наверху — местная администрация.

В тени деревьев — разнообразные непонятные скульптуры.


Место, где тренировались (или соревновались?) стрелки — уже точно не помню.


На главной площади раз в час (в Х:30) проводится смена караула. Очень быстрая и не особо впечатляющая, но туристы глазеют. И мы поглазели.


Местный главный храм — внутри светлый и тихий


Поднимаешься чуть повыше, и дома вырастают, и лавок становится побольше, сразу понимаешь — впереди что-то будет!


А будет впереди крепость. Их, как я уже говорила, в Сан-Марино три. В первую мы сходили, до второй только дошли, а на третью издалека посмотрели.



Крепость как крепость, ничего выдающегося, однако виды оттуда красивые.



В башне были когда-то тюремные камеры,
где заключённые боролись со скукой, рисуя на стенах.


А это — вид на первую крепость от второй.

Третья крепость.
Было бы время — дошли бы и до неё, но времени, увы, не было.


Кинув напоследок взгляд на побережье и на распластавшийся там Римини, повернули обратно, вниз.
В Сан-Марино, кстати, есть местное вино — даже вполне неплохое. А ещё продаётся много оружия и кожи. Купила себе новый кошелёк — не нарадуюсь, не кошелёк, а мечта. Всё влезает!!!

Равенна

О Равенне и её мозаиках я слышала много, и вот наконец удалось увидеть их собственными глазами!

Начали мы однако не с мозаик, а с гробницы, точнее, с мавзолея Теодориха.
Теодорих был королём ост-готов, в 493 году покорил Италию и объявил Равенну столицей.
Оттуда Теодорих управлял огромной территорией от Балкан до Пиренеев. Впрочем, после его смерти империя довольно быстро развалилась.
Мавзолей начал строиться ещё при жизни Теодориха, из белого, истрийского известняка. Сверху мавзолей перекрыт монолитным куполом диаметром 11 метров и весом 300 тонн.


12 каменных «скоб» на куполе, возможно, служили для транспортировки и установки. Интересно, что сейчас на каждой из них написано имя какого-то святого — что это значит, не знаю, путеводитель умалчивает.


Внутри — пустынно и одиноко стоит порфирная ванна. Никаких останков от Теодориха не осталось — возможно, их убрали, когда приспосабливали мавзолей под ортодоксальный культ.


Арианский баптистерий — с виду здание совершенно неприметное, однако внутри — огого какая мозаика.
Арианство — это, на самом деле, ересь, одна из самых древних. Главное отличие в том, что они считали, что было время, когда не было Иисуса и только Бог-Отец безначален.
Баптистерий был построен Теодорихом в 493-526 годах, однако в 561 году был переосвящён в соответствии с ортодоксальным культом.


Мозаика арианского баптистерия изображает сцену крещения Христа, справа — Иоанн Креститель, слева — персонификация Иордана с диадемой из крабовых клешней на голове и с камышовой тростью в руках. Вода крещения льётся из клюва голубя, что отражает арианскую ересь, согласно которой свою божественную сущность Христос получил именно в тот момент.
Вокруг центральной сцены — апостолы, идущие к Престолу.


По дороге к базилике Иоанна Евангелиста прошли мимо чудесного памятника павшим в войне за независимость Италии, со львами, которых путеводитель называет суровыми, а по-поему, так они как будто чем-то испуганы.


Базилика Иоанна Евангелиста была построена в 425 году, по обету Галлы Плацидии (о ней ещё пойдёт речь ниже).

Перед входом — беломраморный готический портал XIV века.


В 1944 году в базилику попала бомба, и то, что мы видим сейчас — отчасти восстановленный вариант. Три нефа, 24 элегантные колонны (между прочим, с самыми древними капителями в Равенне)

По стенам развешены мозаики несколько наивного вида — это остатки настила начала  XIII века, изображающие фантастических зверей  и эпизоды Четвёртого крестового похода.


Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена всё тем же Теодорихом и первоначально была посвящена Спасителю. В IX веке сюда перенесли мощи Св. Аполлинария, первого равеннского епископа, из базилики в Классе (предыдущая остановка перед Равенной, если ехать из Римини). Колокольня — типичная равеннская, X или XI века.


Несмотря на скромный фасад, интерьер базилики необычайно богат. Мозаики на стенах (а когда-то они были и на потолке — теперешний плафон — XVII века) расположены в три яруса.


Помимо мозаик, в базилике есть совершенно чудесная резьба — вот, например, преграда (pluteo) VI века, с изображением виноградной лозы и павлином.


На третьем ярусе, самом узком — сцены Чудес на северной стороне и Страстей Христовых на южной.

Тайная Вечеря — очень нестандартная —
участники не сидят, а возлежат за столом, никогда такого, пожалуй, не видела.
Поцелуй Иуды

На втором ярусе, между проёмами окон — фигуры пророков и святых. 

Наконец, на нижнем, самом широком ярусе, изображено шествие мучеников на южной стене и шествие мучениц на северной.

Процессию мучениц возглавляют трое волхвов.

При входе, в западной части — две отдельные мозаики, одна изображающая равеннский порт Кассис, вторая — палаты короля Теодориха.

Ещё одно здание, связанное с именем Теодориха — это его дворец. Правда, теперь это «так называемый дворец Теодориха» — скорее всего, его настоящий дворец находился недалеко от арианского баптистерия. О реальном назначении этого здания мнения расходятся, но считается, что оно более позднее.

Церковь Св. Франциска  сама по себе ничем не примечательна. Но зайти туда стоит! (Если дверь закрыта и нет никаких опознавательных знаков, это может означать, что ещё не кончилось время сиесты — попробуйте зайти попозже. Я сначала переживала, а потом зашла в здание справа и спросила — сказали, что откроется, и действительно, открылась).


Внутри, спустившись по узенькой лесенке к апсиде и кинув монетку в аппарат, дарящий свет, можно увидеть вот это маленькое чудо — мозаичный пол крипты X века, покрытый водой, в которой медлительно плавают рыбки.
Говорят, это особенность территории — скапливающаяся в подвалах вода, и так происходит не только в этой церкви. Есть мнение, что если подвалы осушить, то это может плохо сказаться на фундаментах, поэтому её и оставляют, выкачивая только в базилике Сан-Витале.


Слева от церкви, за маленьким садиком — культовое место, гробница Данте. Родился Данте во Флоренции, однако был оттуда изгнан, и осел в Равенне, где и умер в 1321 году.
Через несколько веков Флоренция, опомнившись, попросила останки своего жителя обратно. Однако равеннцы их не отдали (и в итоге монументальная гробница Данте в флорентийском Санта Кроче осталась пустой), и поэт теперь покоится в мавзолее, построенном в 1780 году.

Барельеф — работы Пьетро Ломбардо, 1483 год.

За гробницей — увитый плющом холмик с надписью, гласящей, что здесь останки Данте покоились во 1944-1945 годах, когда Равенну бомбили англичане и американцы.


Рядом с Дуомо и Архиепископским музеем (мы туда сходили по единому билету, но я к тому времени уже немного пресытилась) находится ещё один баптистерий православных, или Неона.


В этом баптистерии, в отличие от арианского, сохранилась купель — восьмигранная, из греческого мрамора и порфира, значительно переделанная в XVI веке, однако с амвоном V века.


Мозаика на потолке похоже на виденную нами в другом баптистерии.


Иордан здесь, правда, не такая важная фигура, зато со смешным зелёным полотенцем.


Одна из площадей города — каюсь, не помню, какая, — с уже привычными двумя колоннами.


Наконец, последний пункт программы, самый впечатляющий — базилика Сан-Витале и мавзолей Галлы Плацидии.

Базилика Сан-Витале, вид со двора

Мне очень понравился план базилики — восьмиугольный, с центральным пространством купола, и округлыми нишами-капеллами, прячущимися за тонкими колоннами.


Только вот убранство — почти современное, 18 века.


Однако где-то в закутках можно найти и явно старые стеночки, как, например, вот эта. На полу кое-где отгорожены мозаики.


Однако самое главное — в апсиде.


Удивительные, яркие мозаики. Местами восстановленные — видно, что если слишком яркое, то оно новое, но это не всегда заметно.

Евангелист Лука
Моисей
Евангелист Марк



Рассматривать мозаики можно долго — я выложила лишь несколько фрагментов. Однако время на месте не стоит, и мы отправляемся к небольшому зданию с другой стороны от базилики — мавзолею Галлы Плацидии. Галла была дочерью императора Феодосия и сестрой римского императора Гонория, который перенёс столицу Западной Римской империи из Милана в Равенну. Жизнь её была полна приключений и закончилась в 450 году в Риме (где она, скорее всего, и похоронена).

Усыпальница служила молельней-капеллой, посвящённой Св. Лаврентию, которого легко узнать на одной из мозаик.


На потолке — звёздное небо и изображения четырёх евангелистов.

Христос в образе Доброго Пастыря

Очень необычные окна — не стеклянные, а каменные

На этом наша прогулка по Равенне закончилась. Однако на обратном пути в Римини мы вышли ненадолго в Классе — посмотреть на старую базилику Св. Аполлинария, VI века. Её, кстати, можно разглядеть с поезда — для этого надо сидеть слева по ходу движения из Римини в Равенну.





По церкви мы прошлись почти бегом — надо было успеть на следующий поезд, а я хотела ещё посмотреть одним глазком на остатки античного порта, раскопанные в Классе. Море, отступившее теперь на 7 километров, когда-то было прямо здесь. Класс, между прочим, означает «флот» — от римского Classis. Спросила в церкви — мне сказали — минут пять туда идти, показали направление. Мы шли 10 очень быстрым шагом. Увидели где-то вдалеке указатель, однако до самих развалин так и не дошли — пришло время поворачивать обратно.

Римини

Вот наконец-то дошли руки до рассказов о моём сентябрьском отпуске, который я провела с мамой в Италии. Местом нашего пребывания мы выбрали Римини.
Все мои местные знакомые говорили, что ехать в Римини плохо. Море грязное, русских много, и вообще надо на Лазурный берег ехать. Лазурный берег — это хорошо, не спорю. Только вот одно ‘но’ — Лазурный берег не в Италии 🙂

Римини — городок небольшой, но на полторы вылазки его хватает.
Площадь Tre Martiri — место, где раньше располагался римский форум. Именно здесь когда-то обращался к своим легионерам Цезарь после перехода Рубикона.


Центр средневекового Римини — площадь Кавур, со старыми дворцами и с фонтаном Pigna (Шишка), которым не раз восхищался Леонардо да Винчи.

Фонтан Pigna на площади Кавур

Здесь же, на площади, находится рыбный рынок XVIII века. Не знаю, работает ли он сейчас, вряд ли -мы его видели абсолютно пустынным, но сохранились каменные прилавки, под ними — желоба для воды, и фонтанчики по углам. Очень милое место.


В храме Малатеста хранится распятие Джотто, а также находятся фрески Пьеро делла Франческа. До конца  он так и не был достроен, а жаль, получилось бы красивое здание.


Замок Сизмондо — классический пример архитектуры эпохи Возрождения. Над входными воротами — герб с чудесным клыкастым слоном.



Ворота Монтанара — ещё одно наследие древних веков (II век до н.э.). Раньше они состояли из двух арок, но были разрушены в 1943 году, — впоследствии восстановили только одну арку.


Арка императора Августа — одна из самых старых сохранившихся арок древнего Рима, построена в 27 году до н.э.


Пожалуй, один из самых интересных объектов в Римини — это дом Хирурга, построенный во второй половине II века. Название дом получил из-за медицинских инструментов, найденных при раскопках.
Сохранились мозаики, хотя и не очень понятно, какая мозаика откуда (т.е. для чего была предназначена комната, в которой мозаика находится), даже если знаешь устройство римского дома.


Под полом обнаружили чьи-то могилы, с косточками.


Несмотря на то, что непонятно, где какая комната, сами очертания комнат прекрасно видно — сохранились немножко стеночки, а мозаики — вообще красота!




В археологическом музее (билет — единый вместе с домом хирурга) есть пара комнат, реконструирующих то, как мог выглядеть дом хирурга — довольно интересно. Да и вообще музей произвёл хорошее впечатление — довольно много мозаик, я не ожидала от него такого.

Ещё одно древнеримское сооружение — мост императора Тиберия, построенный примерно 2000 (!) лет назад и до сих пор функционирующий.


На том берегу, кстати, есть совершенно обалденная траттория — Trattoria La Marianna di mare (Viale Tiberio 19). Мы там ели фритюр из всякой морской живности и овощей — боже, как это было вкусно! А под конец ещё и принесли ликёра из фенхеля — fenocchio selvatico (!) за счёт заведения.

В Римини, кстати, родился Федерико Феллини. В городе есть посвящённый ему маршрут, на стенах кое-где висят кадры из его фильмов, но нам как-то не случилось пройтись по этому маршруту, да и фильмов его я почти не знаю. Надо бы посмотреть.

Анси (Annecy)

В прошлые выходные я наконец-то выбралась в Анси, куда я никак не могла попасть уже три года. Чудесный городок во Франции, который из-за его каналов иногда называют Альпийской Венецией.
В Анси из Женевы можно попасть на автобусе. Информации в интернете почти никакой нет. Автобусная компания называется Frossard, отправляются автобусы с автобусного вокзала Женевы (который примерно между жд вокзалом и озером), стоит 12.50 франков (13.50 евро) в Швейцарии и 10.50 евро во Франции. Идёт от часа до полутора. В воскресенье в Женеве касса при автовокзале работает, а вот во Франции нет — там покупали билет прямо у водителя.
Отзыв про Анси можно почитать тут.


Анси — город жёлтых фонарей. Они там почти повсюду, лишь иногда находишь парочку белых и удивляешься.


Приехав в Анси, мы первым делом отправились к озеру. Озеро мне показалась прозрачнее, чем у нас в Лозанне — виден чистый светлый песочек, так и захотелось в воду (а было нежарко!).



Фотографий у меня в этот раз на удивление немного. Так, погуляли, отдохнули, я даже информации почти никакой не читала. Зато купила себе юбку, которую долго искала. И мешок дешёвой колбасы.


Этот дворец на острове — пожалуй, самое известное здание Анси. Был построен аж в XII веке.


Несмотря на то, что Анси городок небольшой, есть у него и свой замок, который, как ему и положено, стоит на горе. Мы до него добрались и заглянули во двор, но заходить не стали (вход платный).

Аркада где-то в центре

Колодец с чудесной крошечной лягушкой!


А ещё наблюдала какую-то сошедшую с ума птицу. Птица подплывала к порожку, разгонялась, и со всей дури втыкалась в него головой. И так раз пять. Что она хотела этим сказать, я так и не поняла.

Виченца — город Андреа Палладио

В Венеции есть несколько замечательных построек Андреа Палладио, среди самых известных — Сан Джорджио Маджоре, Иль Реденторе. Благодаря ему во многом сформировался европейский стиль классицизма.
У меня уже давно было желание съездить в Венето (регион вокруг Венеции) и посмотреть палладианские виллы, коих там имеется множество.  Чуть ли не в последний момент перед поездкой искала, куда же поехать, чтобы больше всего увидеть. Самым простым вариантом оказалось поехать в Виченцу.
Родился Палладио в Падуе, однако учился и затем работал в Виченце, сильно изменив облик города.
На главной площади — piazza dei Signori — возвышается изящная базилика Палладиана, зал заседаний городского совета, который Палладио реконструировал после того, как тот начал разрушаться всего через несколько лет после первоначальной постройки.
Башня  Торре ди Пьяцца — более раннего времени, 12ого века. Наверх, к сожалению, не пускают, а вот на крышу базилики попасть можно — там располагается то ли бар, то ли ресторан. Мы туда, правда, залезть не успели. Зато успели много чего другого!

Галерея палладианской базилики
Базилика Палладиана, одна из сквозных галерей

Сбоку от базилики — памятник её автору, Андреа Палладио (годы жизни — 1508 — 1580).

Palazzo del Capitano

В другом углу площади — две колонны, очень напомнившие мне Венецию. Одна, как водится, со львом Святого Марка, а вторая, как утверждается, с представителем Древнего Рима (прочитала где-то в отзывах, кто там стоит на самом деле — не знаю).


Чуть в стороне от площади, на corso Palladio, находится комплекс Santa Corona. Церковь была основана в начале 13 века, для хранения шипа из тернового венца Христа. Здесь же был похоронен Палладио после смерти, однако в 1844 году его останки перенесли в специально построенную гробницу на кладбище Виченцы.


Внутри — лёгкие светлые арочки…


… известное полотно Джованни Беллини «Крещение Христа»…


… и совершенно удивительный алтарь, инкрустированный драгоценными камнями, с сюжетами на библейские темы.


Театро Олимпико — самая дорогая местная достопримечательность (стоит аж 11 евро), но я решила всё-таки сходить.

Театро Олимпико — двор

Театр — последняя работа Палладио, законченная уже после его смерти, — был построен на развалинах средневекового замка. Это самый старый крытый театр в Европе, проект которого был вдохновлён  древними греческими и римскими театрами.
Первое представление на сцене было дано в 1585 году — показывали «Царя Эдипа» Софокла, и театр действует до сих пор.


Сцена совершенно удивительная, прямо с настоящими улицами, с перспективой.


Кроме этого зала смотреть больше нечего, так что если нет желания смотреть Палладио во что бы то ни стало, то 11 евро за это платить, конечно, многовато.
Ещё одна известная достопримечательность города — дом мореплавателя Антонио Пигафетта, спутника Магеллана, на протяжении всего путешествия ведшего дневники. Здание аж 1481 года!

Дом Пигафетта — в центре улицы справа


На фасаде написан девиз Пигафетты — «Il n’est rose sans epine» — «нет розы без шипов».

Чудесные грифончики под балконами  

Чтобы пойти к виллам, расположенным чуть дальше от центра, пришлось лезть в горку (в жуткую жару) — довольно высоко, впрочем, после Швейцарии это было не так сложно.


Зато с горки — отличные виды!

Вот эта зелёная крыша — это базилика Палладиана

Villa Valmarana ai Nani — последняя итальянская работа Джанбаттисты Тьеполо. Росписи в двух зданиях — на античные и другие темы, частично сделаны совместно с сыном.


Своё название — вилла гномов — вилла получила благодаря скульптурам карликов, установленных на окружающем её заборе.


Вилла Ротонда — одно из самых известных произведений Палладио. На неё можно посмотреть из-за забора (бесплатно), походить вокруг (за 5 евро) или зайти внутрь (за 10 евро), но внутрь пускают только по средам и субботам, а мы там были в воскресенье. С моей точки зрения, 5 евро можно вполне не платить — достаточно посмотреть из-за забора — со всех сторон она выглядит почти одинаково, а виды на окрестности не таки уж впечатляющие. Вилла была спроектирована в 1566 году, в 1569 году там уже можно было жить, однако полностью закончена она была уже после смерти Палладио в 1580 году.


Вдали на горе — храм Монте Берико, построенный в 1428 году, после того, как Дева Мария дважды явилась во время чумы. Подниматься к нему можно либо под сенью деревьев слева, либо по совершенно чудесной аркаде справа.

Вид от Монте Берико
Ностальгия — аркада прямо как в Гостином Дворе!

Поездкой я в итоге была очень довольна, только бы не было так жарко…

Острова Венеции. Самый красивый книжный магазин в мире.

Венеция — один из тех городов, куда я готова ездить снова и снова, не зависимо от того, сколько раз я там уже была (таки сбилась со счёта), и когда я там была последний раз (целый год назад!).
В этот раз в Венеции я провела два дня, один — бродя по городу и пытаясь за несколько часов охватить как можно больше, второй — на островах. Ну и обязательное вставание в 6 утра, как же без этого.
Даже если вы в Венеции впервые, и если вы приехали не на один день,  — то, что вам надо сделать обязательно, это встать рано-рано утром и отправиться гулять по пустынным улочкам города, разглядывая отражения палаццо в нетревожимой воде каналов. Утро — время уникальных видов, когда на громадной площади Сан-Марко не встретишь никого, кроме уборщика с метлой и парочки таких же, как и вы, сумасшедших (или же точнее — единственных мудрых) туристов. Время, когда Риальто просто нельзя узнать — до того он необычен своей пустотой. Фотографии удивительно-пустынной Венеции можно посмотреть в одном из моих старых постов, там же, кстати, есть несколько интересных адресов магазинов/ресторанов. Ну и раз уж такое дело — вот ссылка на мой пост о зимней туманной Венеции.
Кстати, вапоретто — местный общественный транспорт — по утрам тоже пустынные, и можно спокойно бегать с одной стороны лодочки на другую, пытаясь увидеть всё и сразу.

Читать

Люксембург

Моей второй новой страной в этом году оказался Люксембург. Люксембург — герцогство, и, соответственно, его глава — Великий Герцог.
Вокзал города находится довольно далеко от центра. Туда, кстати, ходят прямые поезда из Базеля — на таком мы ехали в обратную сторону.
Первый вокзал, ещё деревянный, был открыт в 1859 году. В начале XX века его сменила новая конструкция, а то, что мы видим сейчас — результат обширной реновации недавних лет.

Что за люди там стоят наверху — не знаю
Витраж на вокзале

Отель мы взяли прямо напротив вокзала, и, заселившись, отправились в центр — пешком минут 20-30.

Place de Metz,  здание банка

Прямо напротив площади Метц должен был быть мост Адольфа, одна из самых знаменитых достопримечательностей Люксембурга. Быть он там был, но только полностью закрытый на реставрацию, так что увы — его увидеть нам не удалось.

Gёlle Fra — «Золотая Дама» —
монумент, посвящённый погибшим в Первой Мировой

Кафедральный собор был построен как иезуитская церковь в 1613-1621 годах. Несмотря на обычный вид, внутри он весьма интересен. Построенный в стиле поздней готики, он содержит и элементы эпохи возрождения, и украшения в мавританском стиле.

Кафедральный собор
Кафедральный собор — портал
Кафедральный собор — интерьер

На площади перед собором — статуя Великой Герцогини Шарлотты, правившей государством с 1919 по 1964 год.

На мой взгляд, самое интересное здание в городе — Герцогский дворец, официальная резиденция Великого Герцога Люксембурга. Дворец был построен как ратуша в 1572 году, герцогской резиденцией он стал в конце XIX века.



Укрепления справа — казематы Бок. Именно на этом месте в 963 году зародился Люксембург. Раньше здесь располагалась крепость, которую срыли в 1867 году.



Пройтись по верху, разглядывая протекающую внизу речку, можно бесплатно, а заплатив какую-то смехотворную сумму, можно попасть и внутрь подземелий.

Когда-то общая длина катакомб была 23 километра. Сейчас осталось лишь 17 — остальное разрушили вместе с крепостью.



Ничего особенного в катакомбах нет — пустые ходы, из которых можно выглянуть наружу, старый колодец, пара пушек и много-много лестниц.


Точного плана ходов не дают, и хотя заблудиться там сложно, можно идти-идти и придти, например, к зарешётченной двери (предварительно спустившись и поднявшись по парочке узких лестниц и пройдя несколько коридоров — только для того, чтобы понять, что теперь возвращаться обратно той же дорогой).




Мой вердикт — в казематы сходить можно, по всем этим лестницам бродить даже весело, но ничего сверхвыдающегося там нет.

Ворота трёх башен имеют, на самом деле, всего две башни.



Люксембург меня не очень впечатлил. Однако, наверное, однажды я сюда всё-таки вернусь — съездить из города в какой-нибудь замок и посмотреть на отреставрированный мост Адольфа.