Рассказ о Самарканде я начну с Регистана, огромной площади, на которой с трёх сторон стоят медресе — мусульманские учебные заведения XV-XVII веков.
Если на вас Регистан сильного впечатления не производит, то скажу следующее: самое новое здание здесь — XVII века. Что у нас строили в допетровской России в XVII веке? Я, если честно, не знаю (кроме разве что Кремля да церквей), ибо Петербурга тогда ещё не было. Но такого — не строили.
Прямо по центру площади размером 100 на 60 метров — медресе Тилля-Кари (1646-1660). Большой купол принадлежит мечети при медресе.
Справа — медресе Шердор, оно же Медресе со львами (1619-1636).
Слева — медресе Улугбека, самое старое на площади (1417-1420). Туда мы и первым делом и направились.
Портал медресе Улугбека. Раньше напротив него была ханака (суфийская обитель, приют дервишей) Улугбека, а на северной стороне располагался караван-сарай, однако они не дожили до наших дней.
Медресе — прямоугольное, с квадратным внутренним двором.
Сейчас здесь везде продают какие-нибудь сувениры.
Например, узбекские костюмы. Справа, если не ошибаюсь, — костюм жениха и невесты.
А в XV веке это медресе было одним из лучших духовных университетов Востока. Здесь обучались знаменитый философ Абдурахман Джами и поэт Алишер Навои. Лекции читали известные учёные, среди них и сам Улугбек, бывший внуком Амира Тимура (Тамерлана). Причём лекции по математике и астрономии здесь читали впервые — раньше в медресе основное внимание уделялось изучению корана и хадисов (преданий о пророке Мухаммеде).
Медресе Шердор — напротив (на месте бывшей ханаки Улугбека). Название своё получило в честь мозаики со львами, я чуть ниже покажу их поближе.
Медресе Улугбека, вид наискось. От дальнего минарета откусили верхушку. Медресе в своё время вообще довольно сильно было разрушено — в XVIII веке какой-то бухарский наместник повелел снести второй этаж, опасаясь, что с него можно обстреливать его резиденцию. Ещё больше разрушений добавили землетрясения 1817-1818 и 1897 годов.
А это внутренний двор медресе Тилля-Кари, самого позднего медресе на площади.
Каждая арка — вход в одну или несколько (точно не знаю) худжру, то есть келью, где жили учащиеся.
Узоры на плитке красивейшие.
Тилля-Кари означает «позолоченное». На фото — михраб мечети при медресе, украшенной позолотой.
А здесь хорошо видно, что все красоты, которые мы видим — новодел. А подлинное — оно тусклое, потрёпанное и очень малочисленное.
Потолок мечети в позолоте.
Слева — михраб, а справа — вид на третье медресе, медресе Шердор.
Медресе Шердор образует «кош» с медресе Улугбека: они стоят симметрично и обращены друг к другу фасадами.
На фасаде какая-то удивительнейшая мозаика — не то тигры (потому что в крапинку), не то львы (потому что с гривами). Из-за их спин выползают солнца с лицами, озаряя лучами пространство вокруг. Опять-таки, непонятно, откуда тут лица и животные, мусульмане же, но красиво.
Мне ещё очень понравились купола — словно закрытые цветки с многими мелкими лепестками. Википедия величает их «рубчатыми сфероконическими».
Медресе кажется большим, однако одновременно здесь могли учиться всего чуть больше сорока человек: здесь было 48 худжр, являвшимися одноместными. Под двумя куполами находятся дархсаны — аудитории для занятий.
Детали арок.
Меня восхищает, насколько разнообразны узоры. Над каждой аркой — что-то своё.
В следующем посте буду рассказывать про мечеть Биби-Ханым, самаркандский рынок и уголки Самарканда.