Самарканд. Обсерватория Улугбека, могила Даниила и винный завод

Обсерватория Улугбека — одна из наиболее значительных обсерваторий Средних веков. От здания обсерватории до наших дней ничего не дошло, но зато сохранился секстант XV века. Здесь был составлен каталог звёздного неба из 1018 звёзд и вычислена длина года с точностью до минуты.

Гигантский секстант радиусом 40,21 метра, на котором производились измерения высоты небесных светил. Точнее, его подземная часть. Справа и слева от него — ступени.

Дуга разделена на участки, обозначенные цифрами. Одному градусу соответствует интервал в 70 сантиметров.

Полагаю, что порталы эти — современные. Изначальное здание обсерватории было круглым и высотой в три этажа.

Создатель обсерватории Мирзо Улугбек — внук Тамерлана.

Улугбек был выдающимся математиком, астрономом, просветителем своего времени. Я уже рассказывала о его медресе (мусульманском учебном заведении) в Бухаре и Самарканде.

От обсерватории потопали вперёд, пока не стемнело. Мимо колясок с лепёшками, укутанными покрывалами.

Нечасто, но иногда встречаются повозки с ишаками.

Отправились к могиле Даниила, она же — мавзолей Ходжи Данияра.

По легенде, здесь захоронен прах ветхозаветного пророка Даниила, останки которого Тамерлан привёз в Самарканд. Нынешнее здание мавзолея новенькое — начала ХХ века.

Где-то неподалёку стояла табличка с десятью правилами посещения на трёх языках. Некоторые пункты показались интересными (орфография и пунктуация сохранены).

  • Мужчины и женщины в святые места заходят отдельно
  • В святые места рекомендуется входить, приветствуя покойного читая суры из священного корана
  • Во время посещения святых мест запрещается целовать могилы, обходить могилы вокруг, зажигать свечи, и привязывать ткань к веткам деревьев
  • Пророк тоже является человеком созданным Аллахом и поэтому просить помощи и приносить жертвоприношения святому является большим грехом
  • После посещения вы должны выйти тихо, бесшумно. Перед уходом нельзя поклоняться могиле

Внутри мавзолея — длиннющий 18-метровый гроб. Почему такой — науке неизвестно, а легенда говорит, что могила со временем стала расти, и мавзолей соответствующим образом достраивали и удлиняли.

Википедия говорит, что согласно одной исторической книге Даниил был одним из сподвижников Кусама ибн Аббаса (того самого «Живого царя»). Как это могло быть, правда, мне непонятно, ибо Даниил жил в VII веке до нашей эры, а Кусам ибн Аббас в VII веке нашей эры, но опустим детали.

Павильон с куполом закрывает целебный родник, который, якобы, забил из-под копыта остановившейся лошади, перевозившей прах пророка.

В последний день перед отъездом мы решили сходить на Самаркандский винный завод.

Здание музея находится в бывшем доме купца Филатова, основавшего завод в 1868 году. Дело у купца пошло хорошо, уже через несколько лет после основания его вина стали завоёвывать медали на мировых конкурсах.

После революции Филатову пришлось бежать, и он замуровал коллекцию своих вин, надеясь сохранить их. Во время реконструкции в 1967 году его тайники были обнаружены. Сейчас там до сих пор хранится около 2000 его бутылок.

Внутри — небольшая экспозиция, рассказывающая об истории виноделия и завода.

Сейчас завод носит имя Ховренко — первого профессора виноделия в СССР, сильно способствовавшего развитию виноделия в Узбекистане.

Старые бутылки.

Этикетки, как от наших (советских), так и от заграничных вин.

Долго думали, но таки решили пойти на дегустацию. Делюсь хитростью: взяли один билет (т.е. одну порцию вин) на двоих (и всё равно всё не выпили). Думаю, обычно у них так не принято, но на два билета у нас уже просто не оставалось денег.

Каждому — 10 бокалов. Пили, понятное дело, от лёгкого к более крепкому. Каберне, ркацители, кагор, вино из кишмиша, и под конец два коньяка и бальзам из 26 видов горных трав. Покупать ничего не стали, а можно было.

На фото ниже — ресторан неподалёку, «Самарканд». Место своеобразное. Внутри — такое же, как и снаружи, очень помпезное и несколько posh. Развлекательная программа, танцы, караоке — очень шумно. Но кормили в принципе нормально. Особо развеселила последняя страница меню, озаглавленная «бой посуды», где был перечислен целый список наименований, от пивной кружки и блюдца №5 до графина для водки и фарфоровой рыбницы, каждой позиции соответствовала своя цена. Самой дорогой оказалась фруктовая ваза.

Follow: