Год в Петербурге после пяти лет в Швейцарии заставляет задуматься. Там ли я, где я хочу быть? Куда я хочу двигаться дальше?
Один из излюбленных вопросов людей, которые узнают, что я пять лет жила в Швейцарии — почему я оттуда уехала.
Не по своей воле, поверьте.
Жалею ли я? Конечно, жалею, особенно остро, когда туда возвращаюсь в отпуск. Или когда смотрю швейцарские фотографии. Да и вообще, прилетая в Женеву, чувствую себя более дома, чем в Пулково. Приезжаю теперь в Лозанну так, как раньше приезжала в Петербург — домой, где я больше не живу.
Однако я рада быть в Петербурге. Я влюблена в этот город, город барокко, классицизма и модерна, город рек и мостов, город дождя.
На моё удивление, привыкнуть вновь к российским реалиям оказалось гораздо проще, чем я думала. Но швейцарские годы не прошли бесследно.
- Странно, но даже год спустя меня до сих пор иногда удивляет, что в магазин можно пойти в воскресенье. Не в продовольственный, конечно, и не в торговый центр, к этому я быстро приучилась вновь. Но что-нибудь менее распространённые, магазин штор, например. Сюда же относятся работающие в субботу банки.
- Мне по-прежнему, хотя уже меньше, не хватает людей, которые здороваются при встрече. На работе я часто (но всё же не всегда, потому что они этого не ждут) здороваюсь с девушками на ресепшен. Уходя, часто говорю коллегам хорошего вечера – в память о bonne soirée.
- Мне трудно отделить то, что мне дала именно Швейцария (а не, например, самостоятельная жизнь отдельно от родителей). Жажда путешествий, любовь к языкам, любознательность – всё это у меня было и раньше, до переезда. После Швейцарии, правда, всего этого стало ещё больше.
- Пожив в Лозанне, где разделяют мусор, я стала больше задумываться о моём влиянии на окружающую среду. Правда, недостаточно сильно — вернувшись в Россию, я снова всё выбрасываю в одно ведро, хоть и морщусь, складывая туда стопки бумаги или стеклянные бутылки.
- Ещё один забавный побочный эффект швейцарской жизни — я теперь немного слежу за чемпионатом и болею за Швейцарию. Как выяснилось, имён швейцарских футболистов я знаю больше, чем русских.
- Швейцария сделала меня блогером, уж не знаю, хорошо это или плохо. Сейчас блог стал для меня менее важен. Ведь здесь я больше пишу о той жизни, которой у меня уже нет — или которая случается очень редко. Переиначивать тему и писать о Петербурге я не готова. Петербургом предпочитаю наслаждаться вживую. В общем, пока в развитии блога у меня пауза, буду писать, что пишется и когда пишется. Однако 5 лет и 300 (!) постов — это большой след.
- Самое главное, что дал мне этот опыт заграничной жизни — это бóльшую уверенность в себе. Я научилась не бояться заявлять о том, чего я хочу и спрашивать то, что мне нужно. Я стала более открытой. Я стала больше прислушиваться к своим желаниям. Я верю, что стала лучше (хоть возможно и несколько более эгоистичной — хотя чего греха таить, эгоистичной я была всегда).
Что ждёт меня дальше, я по-прежнему не знаю. Может быть, я останусь в Петербурге. Может быть, снова уеду куда-нибудь. Wherever my life takes me.
Пока же — Carpe Diem!