Оказавшись в Вероне во второй раз, я отправилась исследовать местные церкви. Самых известных — четыре, все очень разные, и каждой есть, чем похвастаться — от скорпионов на обеденном столе и до 400 портретов на деревянном корабельном потолке.
Санта Анастасия
Первая церковь, в которую я зашла — церковь Св. Анастасии, самая большая в Вероне. Великолепный пример итальянской готики, она возводилась с 1290 по 1481 год.
Знаменита она прежде всего двумя вещами. Первая — это водосвятные чаши XVI века при входе. Вещь, действительно, необычная: не помню, чтобы я видела подобное где-то ещё.
Второе произведение, которым известна церковь — фреска Пизанелло, расположенная под потолком справа от алтаря над капеллой Пеллегрини.
Мне особенно понравился кусочек слева, с черепушками и хвостатыми гадами.
Весь потолок расписан изящными флоральными орнаментами.
Пол церкви в трёх цветах — оригинальный, 1462 года. Белый и чёрный — цвета одежды доминиканцев, принимавших участие в строительстве. Красный напоминает о том, что церковь была освящена в память о святом Петре Веронском.
Дуомо
Дуомо, он же кафедральный собор, является целым комплексом зданий. В древнеримские времена на этом месте находились виллы с купальнями.
Фрагмент фасада апсиды.
Внутри — пышно и, на мой взгляд, менее интересно, чем в других веронских церквях.
Внимания заслуживает баптистерий, называемый Сан Джованни ин Фонте. В центре — восьмигранная купель с резервуаром из цельного мраморного блока, украшенная барельефами со сценами из жизни Христа.
Рядом находится церковь Св. Елены IX века, под которой расположены раскопки более древней церкви IV века.
Главный двухэтажный портик датируется 1139 годом. На колоннах изображены 10 пророков.
Сан Дзено Маджоре
Романская базилика, построенная над местом захоронения Зенона Веронского. Церкви на этом месте неоднократно перестраивались и расширялись; то, что мы видим сейчас, относится в основном к концу XI века. Башня слева относится к XIII веку, колокольня справа — к XII.
Готический портал XII века: поддерживающие колонны львы, справа и слева — по восемь барельефов на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, а также средневековых легенд.
Над входными дверьми — святой Зенон в окружении пеших и конных воинов.
Внутренний дворик — клуатр XII века.
Роза над порталом, которую также называют «Колесо фортуны» — работы мастера Бриотоло, начало XIII века.
Массивные входные двери с 48 бронзовыми панно, изображающими фигуры месяцев, пророков, зооморфные и растительные элементы. Самые старые, немецких мастеров, относятся к XII веку, другие выполнены итальянцами в конце XIII века.
Базилика находится на трёх уровнях — крипта находится ниже основной части, а над ней поднят пресбитерий. Впервые подобную структура в церкви я встретила во Флоренции, в базилике ди Сан-Миниато.
В крипте базилики хранятся мощи святого Зенона.
Зенон, африканского происхождения, был восьмым епископом Вероны примерно в 362-380 годах. Статую слева называют «смеющимся святым Дзено». Обратите внимание на рыбку, свешивающуюся с посоха.
Тайная вечеря — совершенно обычный сюжет, но посмотрите на этих скорпионов на обеденном столе!
Сан Фермо
Церковь Сан-Фермо-Маджоре построена на месте гибели святых Фирма и Рустика, согласно преданию, обезглавленных по приказу императора Максимиана.
Церковь необычна и состоит, на самом деле, из двух: готического верхнего храма (для массовых служб) и романского нижнего (для хранения реликвий).
Нижний храм сохраняет черты изначальной постройки 1065 года и представляет собой латинский крест, разделённый на четыре нефа.
Потолок нижнего, очевидно, является полом верхнего. Попасть напрямую однако из одного храма в другой нельзя, вход всюду откуда-от сбоку. Поднимаясь по лестнице, запрокинула голову и обнаружила дырки в потолке (полу). С интересом потом искала в верхнем храме эту плиту. Нашла. Если бы специально не искала, ни за что бы не обратила внимания.
Верхний храм в 1350 году перестраивали францисканцы, так что это уже готика.
Примечателен потолок, напоминающих по конструкции корабль и украшенный изображениями 400 францисканских святых.
Портреты, понятное дело, не повторяются и все разные.
Часовня Св. Антония. В 2004 году за холстами XVII века обнаружили фрески XIV века. Придумали сложную конструкцию, теперь можно посмотреть и то, и другое.
Мне очень понравился фасад церкви — простой, но в то же время удивительно изящный.
Помимо церквей я в этот раз никуда в Вероне не сходила, даже во дворик Джульетты не зашла (что к лучшему, учитывая, что толпа перед ним начинает собираться уже за полчаса до открытия). Зато погуляла по городу ранним утром, наслаждаясь солнцем и пустынными улицами.