Дворец Колонна в Риме

Одно из самых сильных римских впечатлений последней поездки — дворец Колонна, один из старейших и самых больших дворцов Рима. Семья Колонна начала его строительство в XIV веке, и сейчас, семь веков спустя, её члены по-прежнему живут в этой резиденции.

История семьи восходит к XII веку. Имя они получили от города Колонна недалеко от Рима, и её герб — изображение колонны — встречается чуть ли не в каждой комнате палаццо.

Строительство разных частей дворца длилось в течение пяти веков, что хорошо заметно по смешению разных архитектурных стилей в интерьерах и экстерьерах дворца, отражающих и характеризующих разные периоды.

С 1300 до 1500 года дворец выполнял роль семейной крепости. Оддоне Колонна, избранный папой 11 ноября 1417 года под именем Мартина V, назначил дворец понтификальной резиденцией и жил здесь с 1420 по 1431 год. За эти десять лет папа разработал и ввёл в жизнь грандиозный план для культурного, городского и административного возрождения города Рима, который находился в плачевном состоянии после периода авиньонского изгнания пап и церковного раскола.

В 1527 во время нападения на Рим войск императора Карла V дворец Колонна был одним из немногих зданий, не уничтоженных благодаря хорошим отношениям семьи со Священной Римской империей.

В 1600-х в течение жизни трёх поколений здание трансформировалось в большой барочный дворец. Своим советом при строительстве помогали Джан Лоренцо Бернини, Антонио дель Гранде, Карло Фонтана, Йохан Пауль Шор и многие другие. 

Именно в это время была построена великолепная галерея Колонна длиной 76 метров. Галерея вместе с прилегающими апартаментами содержит произведения искусства, в том числе шедевры ведущих итальянских и зарубежных художников XV-XVIII веков. Среди них можно встретить Пинтуриккьо, Бронзино, Тинторетто, Веронезе, Карраччи, Гвидо Рени, Сальватора Роза, Гверчино, Ванвителли и многих других.

Сохранность коллекции гарантирует fidecommesso — как я поняла, документ 1800 года, согласно которому ни одна работа не может быть убрана со стены. И если вдруг наследники захотят что-то продать, то продать они могут только весь комплекс, весь дворец целиком.

Четыре больших зеркала Большого Зала были раскрашены Марио дети Фьори, Джованни Станки и Карло Маратта, на стенах — работы Гверчино, Сальватора Роза, Якопо Тинторетто, Франческо Сальвьятти, Гвидо Рени, Джованни Ланфранко и других.

Галерея Колонна была заказана в середине 1600-х годов кардиналом Джироламо I Колонна и его племянником Лоренцо Онофрио Колонна. Открыта она была сыном Лоренцо Онофрио, Филипом II, в 1700 году. Изначальный проект был осуществлён архитектором Антонио дель Гранде, но завершали строительство Джан Лоренцо Бернини, Йохан Пауль Шор и Карло Фонтана в конце 17 века.

С самого начала галерея задумывалась как большая государственная зала, предназначенная для чествования победы христианского флота над турками в битве при Лепанто в 1571 году. На потолках галереи не единожды встречается изображение командира папского флота, Маркантонио II Колонна.

В самом первом зале от входа — зале Колонны Битвы — потолочная фреска работы Джузеппе Кьяри изображает представление Маркантония деве Марии в раю. Зал же назван в честь колонны красного мрамора, расположенной в центре комнаты — отсылка к гербу семьи. Рельефы на колонне представляют древнеримские военные сцены. На стенах особого внимания заслуживают Бронзино “Венера, Купидон и Сатир”, а также три работы Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо “Ночь”, “Рассвет» и «Венера и Купидон”.

На ступеньках, ведущих в Большой Зал, можно увидеть пушечное ядро, приземлившееся здесь в 1849 году в период Римской Республики. Им выстрелили из французской пушки с Яникула по приказу генерала Удино в войне против республиканских повстанцев, занимавших центр Рима в течение нескольких месяцев.
Утверждается, что с тех пор оно тут так и лежит. Но я подозреваю, что иногда его всё-таки убирают. Например, именно на этих ступеньках героиня Одри Хепберн принимала прессу в «Римских каникулах». Я даже пересмотрела заключительную сцену фильма — никакого ядра не разглядела.

Фрески на потолке галереи — битва при Лепанто, триумфальная процессия возвращения Маркантонио Колонны в Рим, и возведение статуи Маркантонио в честь его победы.

За Большим залом следует Зал Пейзажей, отделённый двумя колоннами жёлтого сиенского мрамора. Зал получил своё название от многочисленных картин Гаспара Дугета. Справа — большой кабинет из слоновой кости, работа немецких братьев Штайнхарт, с изображениями сцен из старого и нового завета и с копией “Последнего суда” Микеланджело из Сикстинской капеллы в центре. На противоположной стене — кабинет из сандала и драгоценных камней, изображающий римскую виллу.

Все столы в залах галереи поддерживаются фигурами, представляющими собой побеждённых при Лепанто турков.

В одной из следующих комнат дворца стоит стул, повёрнутый к стенке. Раньше на этот стул могли садиться только папы, приходившие во дворец с визитом. Так продолжалось до 1870 года — теперь, когда этого обычая больше нет, на него не садится никто. Над ним — портрет Марина V, папы из семьи Колонна.

На правой фотографии — работа Пьетро да Кортона «Воскрешение Христа и некоторые члены семьи Колонна».

Во дворце есть несколько шпалер, эта — «Королева Артемисия, изучающая проект гробницы своего мужа Мавсола».

Нам показали ещё несколько комнат, и на этом основная часть дворца, которую можно посетить без экскурсии, закончилась. Я, однако, пошла дальше — осматривать покои принцессы Изабеллы, расположенные на первом этаже.

Изабелла Колонна, урождённая Сурсок, из семьи византийского происхождения, известной в Ливане с XVII века, влюбилась в принца Маркантонио, который и привёз её в Рим. Несмотря на сложность времён Муссолини, ей удалось легко интегрироваться в римское общество.

Утверждается, что покои сохраняются в том же виде, в каком они были при принцессе.

Дамой она была незаурядной. Например, вот эта колонна в одном из внутренних дворов дворца — её подарок племяннице на восемнадцатилетние.

В покоях Изабеллы очень много произведений искусства, среди которых, помимо известных имён, были для меня и новые. Особенно впечатлил меня Ванвителли, а на самом деле голландец Гаспар ван Виттель (отец того Ванвителли, который построил дворец Казерте в Неаполе, один из самых больших дворцов XVIII века). Он рисовал поразительные, топографически точные пейзажи Рима и других итальянских городов.

Везде встречаются изображения колонны — герба семьи.

Порфировый крокодил — один из следов прошлого, оставшийся от древнего храма, стоявшего когда-то на месте дворца.

В этом дворце жила когда-то и Мария Манчини, племянница кардинала Мазарини, в которую был влюблён молодой Людовик XIV. Дядя выдал её замуж так далеко от Франции, как смог — за Лоренцо Онофрио Колонна. Брак, однако, не был счастливым, и Мария в конце концов сбежала от своего мужа. Ничем хорошим это для неё не закончилось — перед ней закрылись все двери высшего общества.

После визита в покои Изабеллы мы вернулись обратно в галерею. Ещё раз посмотрели на внутренний двор из окошек и с террасы (на которой, кстати, лежат буклеты с информацией о дворце на английском языке).

Вот эта маленькая дверь в углу — дамская комната. Если не знать, не найдёшь и пройдёшь мимо. А на фото справа — уже начало третьей экскурсии, по садам дворца. Сады находятся на другой стороне улицы и идут вверх по склону.

В средние века склоны Квиринальского холма имели стратегическое значение, поэтому они укрепили территорию напротив дворца. В те времена в этом месте находились монументальные руины храма III века (нашей эры), который называли то храмом Солнца, то храмом Сераписа (крокодил ведь как раз оттуда), то храмом Септимия Севера, посвящённым Геркулесу и Дионису.

На фото — эдикула с тремя статуями. В центре, конечно же, Маркантоний (II), победитель битвы при Лепанто. По сторонам — Фабрицио и Просперо Колонна, оба кондотьеры, то есть военачальники. (Эдикула — это небольшой дом или храм, в древнем Риме это слово использовали для обозначения домашних священных уголков)

Около 1790 года Филиппо II Колонна попросил архитектора Алессандро Спекки построить мосты между палаццо и садом напротив.

Кардинал Асканио Колонна в конце XVI века организовал террасы и построил фонтан.

В середине фонтана — лодочка, полагаю, ещё одна отсылка к Лепанто.

На самой верхней террасе — последние остатки храма Солнца.

А ещё оттуда открываются отличные виды на город. Правда, любоваться ими пришлось довольно быстро — по садам можно гулять только с гидом, который передвигался быстрее, чем я фотографировала.

Информацию о палаццо можно найти на сайте www.galleriacolonna.it. Попасть во дворец можно только по субботам. И без экскурсии посмотреть можно только галерею, всё остальное — только с гидом. Полный билет (галерея + апартаменты Изабеллы + сады) — весьма дорого, 30 евро, но я искренне считаю, что дворец стоит тех денег.

Follow: