Окрестности Неаполя. Помпеи

Первые упоминания о Помпеях относятся к концу 7 века до нашей эры. В 4-3 веке до нашей эры город захватили римляне, потом жители взбунтовались, и в 80 году до нашей эры Корнелиус Сулла взял город, который теперь стал римской колонией.
В 62 году нашей эры в регионе случилось сильное землетрясение. В городе начались восстановительные работы, но повреждения были настолько обширны, что работы по восстановлению велись до самого 24 августа 79 года, когда случилось то самое извержение Везувия, погребшее Помпеи.
О городе забыли. Обнаружили его в 16 веке, но распопки начались только в 1748 году, и проводятся до сих пор, по сей день являя миру новые открытия и находки.
Поездка в Помпеи — развлечение на целый день, хотя при нехватке времени можно уложиться в полдня — тогда, правда, и обежать успеешь только половину Помпей.


Мне почему-то очень нравятся вот эти камушки, по которым переходят дорогу. А ещё — удивительно — видны колеи, оставленные две тыщи лет назад колёсами повозок.


Недалеко от входа, в бывшем здании рынка, сейчас находится склад обнаруженных на территории Помпей амфор и мраморных изделий.


Там же есть и пара гипсовых слепков людей. Если мне правильно помнится, они получились от заполнения пустот, оставшихся от сгоревших тел.


В доме Трагического Поэта (названном так по найденном в нём мозаике). Эта мозаика, с надписью CAVE CANEM — “осторожно, собака” — расположена при входе в дом и являлась достаточно распространённой в Помпеях.

Слева — медведь.

А вот ещё один пёс.

Стандартная планировка помпейского дома — с небольшим бассейном для воды посередине. В этот бассейн собиралась дождевая вода, падающая сквозь отверстие в крыше, использующееся для освещения — окон не было.

Если пройти в дальний край помпейского ансамбля, то можно полюбоваться на виллу Мистерий. Вилла была обнаружена в 1909 году и получила своё название в честь фрески II стиля. Комплекс состоит из примерно 90 комнат и относится к I веку до н.э.
Три раза была в Помпеях, все три раза были доступны разные части виллы. Помимо росписей здесь можно полюбоваться на сохранившееся окно (кое-где они всё-таки были).

Знаменитая фреска с виллы Мистерий.

Египетские мотивы в росписях.

 

На обратном пути мы прошли по насыпи за стенами города, полюбовавшись живописным видом на развалины.


Спустившись с насыпи, заинтересовалась гробницами. Не поленившись, залезла на стоящие вокруг камушки (хотя наверняка ведь запрещено), чтобы заглянуть внутрь — а вдруг что интересное,  — и ахнула.


Оказалось — стол с серебряной утварью. Указывает на социальный статус умершего — не из бедных был.

Там было больше изображений, но небольшие возможности натыканных вокруг камней, к сожалению, не давали всё разглядеть.
Как утверждает буклет, эта гробница принадлежит Весториусу Прискусу, скончавшемуся в возрасте 22 лет и бывшему строителем-администратором.

Это — лишь маленький кусочек, на который можно таки взглянуть одним глазком, а сколько всего удивительного прячется там, куда туристов не пускают! Эх…

Идём дальше, заходим в дома, обозначенные на плане. Далеко не всюду можно зайти, кое-где ничего нет, кое-что закрыто для посещения. Но и то, что есть, весьма и весьма интересно.

 



В стене — зеркало! Своим догадкам не поверила, спросила служителя, оказалось, правда.

В дома Фавна, названном так по найденном в нём фигурке, обнаружили наиболее хорошо сохранившуюся крупную мозаику в Помпеях — сюжет с Александром Македонским, оригинал которой сейчас хранится в музее в Неаполе.

Слева — окна при входе в дом Фавна, справа — роспись под мрамор в другом доме.

Ещё один интересный комплекс — бани Форума — мы чуть не пропустили, не найдя сначала вход. А посмотреть было на что.



По всему городу, на многих перекрёстках, стоят фонтаны, в которые сейчас подведена вода. Что интересно, изображения везде разные.

Ещё один банный комплекс — стабийские бани.


Ещё один слепок человека — удивительно, что даже выражение лица сохранилось.

Ещё одно примечательное место в Помпеях, через которое постоянно идут толпы туристов — это лупанарий, или же публичный дом, с каменными кроватями и соответствующими картинками на стенах.


Вообще эротическая тема в древние времена была очень популярной и совсем не считалась чем-то неприличным. Например, вот этот летающий фаллос запросто красуется на уличной стенке какого-то помпейского дома. На фото справа — фреска при входе в другой помпейский дом.

 

До далеко расположенного амфитеатра, я считаю, идти не стоит — сохранился он плохо — лишь несколько рядов скамеек, а остальное поросло травой. Вместо этого можно посмотреть театр, где ещё кое-где остался мрамор.


Хоть до самого амфитеатра (он отличается от театра тем, что круглый) идти не стоит, прогуляться в его сторону надо — на улочке, ведущей к нему, много интересных домов, в некоторых можно даже увидеть сохранившиеся лестницы.

Местная едальня — большие амфоры, встроенные в прилавки.



В этом посте использованы мои фотографии 2014 и 2019 года.

Follow: