Узбекистан. Медресе и торговые купола Бухары

Бухара — ныне небольшой город, а когда-то великий центр. Место купцов и поэтов, мастеров и учёных. Здесь жили Авиценна, Рудаки и Омар Хайям (и бывал Марко Поло).

Город возник в середине первого тысячелетия до нашей эры. В VIII веке, с приходом арабов, Бухара стала одним из первых мусульманских городов Средней Азии. Расцвет наступил в IX веке, в эпоху Саманидов.

В 1220 году в Среднюю Азию пришёл Чингисхан и всё тут порушил. Бухаре, однако, удалось как-то договориться, поэтому здесь сохранилось несколько домонгольских построек, которых в Средней Азии даже меньше, чем на Руси. В Бухаре их целых четыре.

В 1533 году, во время правления Шейбанидов, сюда снова перенесли столицу и Бухара стала главным городом Туркестана.

В 1868 году бухарское ханство попало под протекторат Российской империи. А в 1920 году Фрунзе во главе Красной Армии захватил Бухару, и хану пришлось бежать в Афганистан.

На этом (очень) краткая историческая справка заканчивается, буду рассказывать про город. Скажу пару слов про отель. Располагался он в бывшем медресе.

Не могу удержаться и не показать завтрак — его накрывали на улице, и был он роскошен. Нигде, пожалуй, не видела такие завтраки, как в Узбекистане.

Чуть ли не первое, что мы увидели в Бухаре — скульптура Ходжи Насреддина, постоянно окружённая стайками узбекских детей.

Перед ним — медресе Диван-Беги. Построено оно было в 1622-1623 годах в качестве караван-сарая, но впоследствии переоборудовано в медресе (то есть мусульманское учебное заведение).

Медресе может похвастаться совершенно фантастическими изображениями птиц. Что они здесь делают, неясно, ибо у правоверных мусульман существует запрет на изображение животных. Одно из мнений утверждает, что строили медресе персидские мастера-шииты, у которых такого запрета нет.

Изображённая птица — это симург, царь всех птиц в иранской мифологии.

Свинки, которых симург тащит в когтях — на самом деле лани.

Перед медресе Диван-Беги находится Ляби-хауз. Хауз — это никак не дом, а вовсе даже пруд, выкопанный здесь в начале XVII века.

У пруда растёт засохший персик, посаженный в 1477 году.

Если чуть свернуть с главных улиц, то картины открываются совсем другие.

Это дома еврейского квартала Бухары. Евреев в Бухаре довольно много, есть несколько синагог.

Из узких бедных улочек вернулись обратно в центр и пошли к торговым куполам.

Первый торговый купол, он же Токи Саррофон, в переводе — Купол менял. Это крытый исторический базар, построенный в 1534-1535 годах, самый маленький из четырёх торговых куполов Бухары. Своды должны были давать прохладу в жаркое время года и сохранять тепло в холодное. Внутри сейчас везде сувенирные лавки.

Старейшая мечеть Бухары — мечеть Магоки-Аттори. По легенде, она была возведена на месте храма Луны. Дошедшее до наших дней здание было построено во второй половине XII века — одна из немногих домонгольских построек, относится к эпохе Караханидов.

Самый интересный портал — южный, именно он сохранился с тех, домонгольских, времён.

Очень интересное рельефное оформление. Не так часто встретишь, чтобы узоры были вот так выложены из кирпичиков.

Второй торговый купол — Токи Тельпакфурушон, купол торговцев головными уборами, построенный в XVI веке.

Внутри — как водится, торговля сувенирами.

Несколько входов и выходов. Не заблудишься, но покружить есть где.

Где-то неподалёку набрели на лавочку с удивительными лакированными шкатулками. Ничего не купили, но разговорились с сыном владельца, очень интересно было послушать рассказы о местной жизни и истории.

Третий торговый купол, Тим Абдулла-хана, отличается от других — он находится не на пути улицы, а сбоку (поэтому и называется «тим», а не «токи», как остальные).

И раньше, и сейчас это купол ковров и тканей.

Если повезёт, можно посмотреть, как ковёр ткут.

Даже если ковёр вы покупать не собираетесь, вам их всё равно покажут.

Кузница. Их в Бухаре много.

Знаменитые бухарские ножницы в виде аиста. Без хохолка — женские, с хохолком — мужские. Купила себе с хохолком, потому что так интереснее же.

Купол Токи Заргорон — Купол ювелиров, самый большой из четырёх торговых куполов.

В центре — большой высокий купол.

То тут, то там встречаются напоминания, что Узбекистан когда-то входил в состав СССР.

Дяденька, продававший странные музыкальные инструменты всевозможных форм и размеров (и звучаний).

Картины из соломы.

Специи.

С противоположной стороны от купола Токи Заргорон стоят друг напротив друга два мердресе — Улугбека (1416-1420) и Абдулазиз-Хана (1652).

Медресе Улугбека, известное тем, что над входом вырезана надпись «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки».

Медресе Абдулазиз-Хана. На дальней башне — аистово гнездо.

Сначала мы зашли в медресе Улугбека. Улугбек — внук Тамерлана, учёный, математик, астроном, просветитель, живший в 1409-1449  годах.

Внутри медресе сейчас тоже продают сувениры. Впрочем, не только продают, но и делают. Это сюзане — ручная вышивка.

Разные города имеют свой стиль сюзане, распространена эта вышивка в основном в Узбекистане, Таджикистане и Иране.

Деталь украшений медресе. Справа — старая сохранившаяся плиточка, слева — новодел. Очень хорошо видна разница, какое тонкое старое и топорное новое.

Медресе Абдулазиз-Хана.

Слева — деталь медресе Абдулазиз-Хана, справа — Улугбека.

Узоры на плитке можно рассматривать бесконечно.

Отправились дальше, прошли сквозь какой-то двор, зашли в место, где ткут ткани.

Большинство не работало, но за парой девушек можно было понаблюдать.

А получаются потом вот такие узоры.

Ещё сувениры, уже не помню где.

Много разных старых часов. Почему-то очень люблю их разглядывать.

В следующем посте расскажу об ансамбле Пои-Калян и мавзолее Саманидов.

Follow: